Концертина

Эта статья взята с сайта buttonbox.ru. Автор: Евгений Пичугин

Концертина была создана в начале 19-го века сэром Чарлзом Уитстоном (Charles Wheatstone). В 1829 году он запатентовал инструмент под названием «симфониум».

Этот инструмент был чисто духовым, но имел кнопки, которые унаследовала маленькая гармошка с мехами, изобретенная им в 1833 году. Инструмент имел кнопки из слоновой кости, шестигранный корпус красного дерева, клапаны, украшенные перламутром, и рычаги, сделанные из серебра.

Концертина, созданная Уитстоном, имела хроматическую клавиатуру (как черные и белые клавиши фортепиано). Это был академический инструмент, на нем играли в музыкальных салонах классические произведения, как в сопровождении фортепиано, так и в ансамблях. Среди музыкально образованных людей концертина приобрела широкую популярность. Но, при этом, оставалась очень дорогим инструментом.

Примерно в это же время в 1834 году Карл Фридрих Улиг придумывает свою концертину, квадратную по форме. Кнопки в ней соответствовали только белым клавишам фортепиано. Было их по пять с каждой стороны. Каждая кнопка отвечала за две разных ноты,- одна звучала, когда мех сжимали, другая – когда разжимали, — также как и в некоторых видах русских гармошек. Играть на ней можно было только народные мелодии.

В следующем году появился гибрид шестигранной английской формой и немецкого «народного» содержания.

Англо-немецкая концертина быстро распространилась практически повсеместно. Звуки этого инструмента разносились из каждой пивной, с каждого перекрестка. И это не могло не раздражать «академическую» общественность, любителей дорогой английской концертины.

К началу 20 века концертина практически исчезает. Однако вскоре начинается возрождение ее как национального инструмента шотландцев и ирландцев. Для национальной музыки используется англо-немецкий вариант. К нему, не меняя удобного аккордового расположения кнопок, добавляются ряды хроматических (черные клавиши фортепиано) кнопок. Это позволяет ощутимо расширить репертуар исполняемых мелодий. Сейчас концертина считается одним из самых популярных инструментом в Ирландии. При этом по неизвестной причине ее родиной считается графство Клэр, где и по сей день проходят фестивали, посвященные концертине, мастер-классы, школы и концерты.

В России в 20 веке концертина также была достаточно широко известна как инструмент куплетистов. Однако она была признана буржуазным инструментом, и сегодня из достаточно широко известных исполнителей можно назвать только Валентина Осипова, который виртуозно исполняет классические произведения на этом миниатюрном инструменте, и куплетиста Николая Бандурина.

Основные типы концертин

Английская (English) концертина

 

6-8-гранная концертина с 48 кнопками, которые на сжим-разжим мехов дают один и тот же тон. Крепится такая концертина ремешками на большие пальцы рук.

Англо (Anglo) концертина (на такой исполняется ирландская музыка)

6-гранная концертина с 30 кнопками (бывают вариации), которые на сжим-разжим дают разные звуки.

Другие

Дуэт-концертины, баритон-концертины.

Знаменитые концертинисты Ирландии

Элизабет Кротти (Elizabeth Crotty)

 

Элизабет Кротти родилась в Cooraclare, West-Clare в 1885 году. Ее девичья фамилия Маркхэм (Markham). В школе она пела в хоре, а также играла на фортепиано. Ее мать играла на скрипке, и под ее влиянием Лиззи начала учиться играть на концертине своей сестры. Это была  двухрядная немецкая англо-концертина, инструмент, очень распространенный в Ирландии в то время по причине своей дешевизны.

В 1914 году Элизабет вышла замуж за своего соседа Мико Кротти, и вскоре они открыли свой паб в Килраше. Из-за слабого здоровья она часто приезжала в Дублин на лечение, и там познакомилась со скрипачкой Кэтлин Харрингтон, с которой они вместе записывались на радио Éireann. Они регулярно посещали Pipers’ Club на Томас-стрит и принимали  участие в музыкальных соревнованиях (Oireachtas Competitions).

Она стала членом-учредителем CCE (Comhaltas Ceoltoiri Eireann) в графстве Клэр в 1954 году, став ее первым президентом пожизненно.C тех пор она не принимала участия в соревнованиях, но всегда посещала их.

Элизабет никогда не делала собственных коммерческих записей, но нам очень повезло, что записи, которые она делала для радио Eireann сохранились.

Она умерла внезапно 27 декабря 1960 года. В ее память в Килраш регулярно проводится фестиваль Eigse Mrs Crotty, ветвь CCE в Америке названа в ее честь (Crotty-Doran).

Миссис Кротти имела свой уникальный музыкальный стиль. Он не отличался изобилием украшений, но при этом был очень ритмичным и жизнерадостным. Также она первой начала использовать прием double оctaves, когда основная часть музыкального проведения играется двумя руками в октаву.

Самые известные вещи в ее исполнении — это рилы “The Wind that Shakes the Barley” и “The Reel with the Beryl”.

Послушать можно здесь.

 

Ноэль Хилл (Noel Hill)

Ноэль Хилл родился в 1958 году, в Ирландии, в Caherea на западе графства Клэр, в большой семье, в которой было 7 детей. Все его предки — родители, бабушки и дедушки играли на концертине. Особенное влияние на него оказал его дядя Падди Хилл (Paddy Hill). Его дом был одним из последних, где танцевались традиционные ирландские танцы, и в этом доме  музыкантам были всегда рады, особенно в конце года, после завершения сельскохозяйственных работ. Именно тогда Ноэль услышал первые народные мелодии. Он начал играть в возрасте 9 лет, и вскоре все свободное время стал проводить вместе с Вилли Клэнси, Пэдди Кэнни, Пэдди Мерфи. Большая часть музыки его сегодняшнего репертуара идет от музыки, которую он услышал в детстве благодаря этим легендарным музыкантам. Вообще-то Ноэль хотел стать волынщиком, но в то время достать волынку было нелегко, и он взял в руки концертину, которая была изначально приобретена для его старшего брата.

Через какое-то время Ноэль Хилл вместе с Тони Линнаном, Тони Каллананом и Кьераном Ханраханом основали группу «Inchiquin». Записав один альбом, группа распалась, но сохранился замечательный дуэт Ноэля Хилла и Тони Линнана. Их совместный альбом с одноименным названием по сей день считается одним из знаковых в Ирландии. Слушать здесь.

В свое время Ноэль Хилл резко отозвался о популярной панк-фолк группе The Pogues; в ответ на его критику музыканты Pogues написали песню «Planxty Noel Hill».

Ноэль Хилл продолжает гастролировать по всему миру, включая Европу, США, Канаду, Китай, Гонконг и Австралию.

Хилл преподает в собственной школе в Ирландии и США. Сейчас он живет со своими двумя детьми в Коннемаре на юго-западе графства Голуэй.

Среди многих концертин, на которых он играет, у него имеется миниатюрная концертина, сделанная Чарльзом Джеффрисом. Размер этой концертины составляет 2 дюйма на 2 дюйма, и эта считается самой маленькой концертиной в мире.

Послушать можно здесь.

А вот здесь слушаем совместный альбом Ноэля Хилла и замечательного ирландского гармониста Тони МакМахона.

 

Другие

  • Китти Хайес (Kitty Hayes)
  • Эдель Фокс (Edel Fox). Слов не надо, слушать здесь.
  • Михал О`Рахалли (Micheal O’ Raghallaigh)
  • Крис Друни (Chris Drooney)
  • Мэри МакНамара (Mary McNamara)

Сколько стоит и где купить?

Вот это вопрос сложный. Английские концертины относительно недороги, а вот англо-концертины очень дорогие инструменты. Для сравнения:

Wheatstone English концертина обойдется примерно в 2000 долларов.

Wheatstone Anglo — от 3000 до 5000 долларов.

Мастеровые концертины (например, чудесные инструменты мастера Уолли Кэррла) обойдутся в 6000 долларов.

А самые крутые концертины Jeffries – 10000 долларов.

Для начала я лично очень рекомендую концертины Lachenal. Они недороги, легки в ремонте и удобны для обучения. Средняя цена англо-концертины Lachenal – примерно 1200 фунтов. Можно найти и дешевле.

Отдельных магазинов концертин практически нет. Если Вы захотите приобрести концертину, напишите мне, я сведу вас с продавцами. Чаще всего это частные мастера, которые занимаются скупкой, ремонтом и перепродажей концертин.

Полезные ссылки

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress