Cape Breton fiddling или скрипичная традиция острова Кейп-Бретон (Канада)

Очень много написано об ирландской скрипке, о её региональных стилях и особенностях. Некоторые статьи мы можем здесь найти и о шотландской скрипке, особенностях исполнения и о возрождающемся интересе. Но в этой статье речь пойдёт о стиле, который завезли шотландские горцы в 18 и 19 веках при переселении за Атлантику, известном как «зачистка Шотландского высокогорья». Музыкальную традицию они привезли с собой из родной Шотландии в Новую Шотландию (Nova Scotia), но затем она смешалась с франко-канадской, ирландской и другими традициями уже в Новом Свете, на этой восточной части островной Канады. Мы не будем вдаваться в историю, а сразу перейдем к особенностям музыкального стиля.

Что же всё таки отличает и выделяет эту традицию среди остальных кельтских стилей и что нового в игре на скрипке здесь?

Glenn Graham (fiddle) Mary Graham (piano)

Начнём с общих слов. Если говорить об инструментарии, то он достаточно скуп. Вы практически не услышите аккордеона, флейты, вистла, банджо или мандолины в этом направлении. Главными инструментами в этой традиции становятся скрипка и шотландская волынка (в основном Highland и Border), как мелодические и фортепиано, гитара, как аккомпанирующие. Несмотря на это ядром музыки кейп бретон можно считать скрипку и фортепиано. Эти инструменты наиболее характерно подчеркивают данный стиль и именно о них будет рассказ далее.

 

Необходимо сказать несколько слов о жанрах. Основные используемые жанры в этой музыке — это страспей (strathspey), рил (reel), джига (jig), хорнпайп (hornpipe), слоу эйр (slow air) и в меньшей степени марш (march). Здесь же мы упомянем страспей и рил, как наиболее характерные для этого стиля жанры. Их очень часто играют в большом сете, который так и называется страспей-рил (strathspey-reel). Сначала это какое-то количество страспеев с постепенно увеличивающимся темпом,  а затем переходящим в некоторое количество рилов, уже с установленным темпом.

Скрипичный стиль острова Кейп-Бретон характеризуется несколькими акцентами сразу, это достаточно агрессивный стиль с обилием синкоп, свинга и ломаного ритма. Страспеи, в которых присутствует как раз обилие обратного (ломаного) пунктира, исполняются гораздо быстрее шотландских страспеев. Но с другой стороны и танцы под  такие страспеи другие, а именно Кейп-Бретон степ или шотландский степ. Обычно такие страспеи очень энергичны, стремительны и гораздо более агрессивны по манере и звукоизвлечению:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Рилы же играются с характерным свингом (легкий пунктирный ритм, слегка напоминающий быстрый хорнпайп). В этой музыке гораздо реже используется легато и гораздо чаще исполняется все на разные смычки (вверх и вниз), а иногда используется и вовсе прыгающий штрих. Необходимо заметить, что в подобной музыке акцент смещен на слабую долю и этот акцент обычно играется вниз смычком, как это часто делается в блюграсе, old-time традиции и во многих вариантах кельтской музыки, хотя многое зависит от конкретного исполнителя. Помимо этих долей, есть еще и характерные синкопы, но об этих синкопах мы поговорим чуть позже, а пока углубимся немножко в фортепианный аккомпанемент. Конечно это всё взаимодействует прежде всего с ним.

Tracey Dares — пианистка из Cape Breton

Фортепиано, как инструмент не мобильный, достаточно в своей истории мобильные ирландцы использовали гораздо реже, да и стоимость его указывала на то, что не каждый видимо его мог себе позволить. Фортепиано тем не менее было очень распространено среди шотландских музыкантов, как инструмент  приближенный ко двору и классической музыке. Поэтому этот инструмент был нередко самым используемым в домашнем музицировании и аккомпанементе для танцевальных вечеров. Но стандартный аккомпанемент такой музыки редко выходил за рамки «бас на сильную, аккорд на слабую». В музыке Cape Breton ситуация меняется. Не буду вдаваться в подробности и историю о том, какие именно веяния повлияли на аккомпанемент в этой музыке, но полагаю, что всё же ситуация сильно изменилась в 20м веке. Тут и влияние регтайма с его синкопами, отдельные элементы бурно развивающегося тогда джаза, да и в целом огромный микс культур Северной Америки и привнесли этот неповторимый аромат ломаной доли. Левая рука в фортепианной партии обычно выполняет роль шагающего баса. Нередко используется удвоения баса в октаву, для придания массивности, а также  шаги по хроматизмам, но здесь как раз нет ничего удивительного, ведь это часто можно услышать и в других кельтских стилях. А вот правая рука придает этому стилю тот самый неуловимый колорит, когда мы можем смело сказать, что звучит кейп-бретон, а не шотландская и не ирландская музыка. Но глупо бы было полагать, что весь кейп-бретон завязан только на пианисте и достаточно сыграть шотландскую или ирландскую мелодию  с «хорошо обученным» пианистом. В скрипичной партии эта правая рука пианиста также отображается в смычке, в виде акцентов, как вниз, так и вверх. Данные акценты «рэндомны», то есть они варьируются. Как уже было сказано выше, помимо акцентрования тех самых слабых долей, есть еще синкопы, то есть доли между сильной и слабой, причем часто синкопа и есть та самая слабая доля. Сдвинутая во времени она как бы опережает и все время забегает вперёд, тем самым создавая эффект постоянного движения и неудержимой целеустремлённости. В фортепианной партии функцию этой доли (будь она слабая или синкопа) выполняет аккорд, а в скрипичной — акцент. Таким образом получается интересная схема:  мы имеем несколько паттернов-рисунков (это относится как к фортепианной партии, так и к скрипичным штрихам), которые в процессе музыки варьируются в соответствии с мелодией. Акценты на сильную долю конечно же также применяются, особенно в мелодии и достаточно часто. Это касается прежде всего относительно длинных нот внутри композиции. Но все же постоянная пульсация в виде слабой доли или синкопы сохраняется, ведь шагающий бас, как сильная доля всегда есть в левой руке. В следующем видео встречается как игра вместе, так отдельно куски фортепианного аккомпанемента, так что можно примерно понять о чём речь:

Акцентированные ноты играются с большей подачей смычка, остальные же как бы проходящие ноты свингуются (слегка пунктирный ритм) и играются по типу небольшого «захлёбывания» (нота вверх смычком длиннее, чем вниз). Эти моменты наиболее характерно указывают на уникальный стиль острова Кейп-Бретон.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Уместно упомянуть еще о том, что в традиции исполнения есть так называемое «выпускание» некоторых нот мелодии (как бы заикание), что хорошо слышно на этом видео:

 

Руки играют, ладно, а что с ногами?

Очень часто при игре фиддлеры стучат ногой, как и во многих других кельтских традициях. Но здесь они не просто слегка отстукивают себе ритм, а громко, создавая эффект «бас бочки» топают, что есть сил. Амплитуда при этом достигает порой небывалых масштабов! Причем зачастую это делают все музыканты и участвует в этом вся пятка или вообще вся ступня, особенно при положении сидя. На следующим видео вы услышите и увидите не только музыкантов, но и танцоров. Обратите внимание на ноги музыкантов:

Это видео, хоть и не очень показательное по амплитуде ног, но всё же даёт понять, что звук от ног бывает вполне себе внушительный. Так же есть направление, которое можно назвать аккомпанемент ног под музыку. Здесь уже присутствует ритмический рисунок, а зачастую и не один. То есть получается, что скрипач и танцует и играет. Полноценным степом это назвать конечно нельзя, но фишка в этом есть. Обычно этот «степ» применяют сидя, как например на этом видео от Глэна Грэма:

Но на этом видео все пойдет еще веселее! Здесь ансамбль не только фиддлеров, но и ног фиддлеров:

 

Еще чуть-чуть….

И в придачу еще одно, просто очень хорошее видео с фестиваля Celtic Colours в Канаде. На этом видео мы можем подытожить весь репертуар жанров в этом стиле и посмотреть, послушать прекрасных представителей стиля:

 

Как зовут скрипачей и где их можно послушать?

Известные скрипачи современности — это:

 

Мелодии каких композиторов обычно исполняют скрипачи, играющие Кейп-Бретон, кроме традиционных?

Прежде всего шотландских композиторов, которые очень популярны на острове Кейп-Бретон:

  • Нил Гоу (Niel Gow)  — Сайт с нотами и midi примерами
  • Натаниель Гоу (Nathaniel Gow)
  • Вильям Маршал (William Marshall)
  • Джеймс Скотт Скиннер (James Scott Skinner) — Сайт, где вы можете найти в том числе и рукописные ноты

А также исполняют хорошо известных композиторов Кейп-Бретона, среди них:

  • Дональд Ангус Битон (Donald Angus Beaton)
  • Киннон Битон (Kinnon Beaton)
  • Ангус Чизолм (Angus Chisholm)
  • Пол Крэнфорд (Paul Cranford)
  • Джерри Холланд (Jerry Holland)
  • Дэн МакДоналд (Dan R. MacDonald)
  • Джон МакДугал (John MacDougall)
  • Дэн Хью МакЭхерн (Dan Hugh MacEachern)
  • Бренда Стабберт (Brenda Stubbert) — Сайт

 

При написании статьи был также использован материал из википедии по Cape-breton fiddling. KeyReel Raskolenko

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

4 комментария к записи “Cape Breton fiddling или скрипичная традиция острова Кейп-Бретон (Канада)”

  1. Хорошая статья, нужная. А раздел с исполнителями и народными композиторами (современными и не только) надо бы в каждой такой статье добавлять.

    Фишка с отстукиванием ритма ногой вроде бы стандартная франко-канадская) Там все так стучат, а кто-то и дощечки со звукоснимателями с собой возит)
    http://www.youtube.com/watch?v=0746PzWwWXM

    Может, кто и до франко-канадской традиции доберётся?))

  2. Чудные чуваки! Спасибо за ссыль! )
    Я только за, чтобы в статьях были и комопзиторы и исполнители. Это правильно, а еще правильнее было бы упоминать исполнителей у нас в России, ну и композиторов, которые пишут (по мере поступления в ряды конечно ж ). Может звучит гордо и смело, но в целом то цель нашего портала рекламно-образовательная! Чтобы народ знал, что у нас тоже что-то да умеют )

  3. St. Patrick:

    О, блин, Антон, спасибо!! я этих ребят год назад находил, жалко я не знал про то, что они были в Москве :(
    Я их нашёл, когда искал лилтинг
    http://www.youtube.com/watch?v=7x-mmYquonY
    А нашёл клёвую губную гармошку!

  4. kostyawh:

    Большое спасибо за интересный и доходчивый материал.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress