Сегодня мы от общих вопросов, расмотренных в первой части, двинемся в сторону конкретики. Если вам хочется на практическом уровне приобщиться к музыкальному процессу и вас при этом не пугают перпективы оказаться с боураном в руках в роли «чужого среди своих», если вы готовы терпеть косые взгляды в свой адрес (а они непременно будут ;)) почти на каждом сейшене, ну или если боуран просто покорил ваше сердце с первого взгляда (у меня, кстати, примерно так и было), то, перефразируя классика, будет считать, что это не вы выбрали инструмент, а он вас. И тут сопротивляться бесполезно, нужно действовать. С чего же начать? Понятно, что нужно добыть сам инструмент и информацию. Об этом и поговорим.
Сразу хотелось бы предупредить, что, хотя, как мы уже говорили, боуран инструмент довольно молодой, но полвека его истории прошли не зря (причем это же в основном история сценическая, т.е. процесс шел весьма бурно) и определенный багаж накоплен. Так что было бы несколько наивно рассчитывать схватить «все и сразу». Отправляясь в путь приготовьтесь к длительному путешествию, рассчитывайте свои силы.
Начнем с приобретения инструмента. Это, очевидно, первый шаг, т.к. надо же на чем-то оттачивать свои навыки.
Конструктивно боуран, прямо скажем, не такой уж, сложный девайс и, как следствие, цена его не так высока (по сравнению с волынками, арфами, скрипками и т.д.). Разумный верхний предел – около 500 евро (варианты с инкрустацией драгоценными камнями и металлами мы, понятное дело, не рассматриваем).
О чего же зависит цена? В первую очередь от конструкции.
Боураны бывают с возможностью регуляции натяжения кожи («настройкой») и без нее.
Технологически настройка может быть реализована по-разному, но наиболее распространенный вариант — в виде дополнительного внутреннего кольца внутри корпуса, которое может телескопически выдвигатьсяи натягивать кожу, закрепленную на внешней части корпуса.
Иногда настроечное кольцо, как и настроечные винты располагаются снаружи корпуса и настройка осуществляется аналогично барабанам ударной установки, что правда, в случае боурана не так удобно (настроечные механизмы могут мешать держать инструмент) и не очень эстетично.
В наших условиях континентального климата, где влажность в течение года сильно меняется, настройка очень важна. Просто для того чтоб на инструменте можно было комфортно играть в течение всего года. Подстроить боуран можно и без специального настроечного механизма, используя для этого воду и фен (или, в оригинале, каминный огонь), но это скорее временное снятие симптомов, нежели устранение причины.
Ориентировочно, боуран без настройки может стоит около 50 – 150 Евро, c настройкой – от 200 Евро.
По размеру боураны различаются довольно сильно.
Диаметр (если не брать, опять же совсем экзотические варианты) – от 12 до 18 дюймов. Размеры боуранов по аналогии с остальными барабанами обозначаются в дюймах (примерно 2.5 см) – так уж исторически сложилось. Самый ходовой и удобный размер 14 – 16 дюймов. С увеличением диаметра (при прочих равных) звук становится ниже и богаче обертонами. Но на боуранах большого диаметра, для изменения тона при игре, руке приходится совершать большие движения, что удобно лишь до какого-то разумного предела.
Именно поэтому чеще всего встречаются инструменты около 16 дюймов диаметром, как компромиссный вариант. Он подойдет и для аккомпанемента и для соло. Такие боураны можно увидеть у John Joe Kelly, Junior Davey, Neill Lyons и многих других.
Музыканты, предпочитающие более высокочастотный спектр и склонные к быстрой игре (как правило это более молодые боуранисты) – например, Eamon Murray, Colm Phelan склоняются к инструментам меньшего размера (14 дюймов).
Важный нюанс – с боуранами и 14ти и 16ти дюймов без проблем пускают в самолет :)
Глубина корпуса боурана на звук особенно не влияет, а влияет в основном на удобство его держания. Средняя глубина от 4 до 6 дюймов.
У более глубоких корпусов делают вырез, чтоб рука, держащая боуран (у правшей это будет левая) могла дотянуться до кожи.
На мой взгляд, это не очень практично, поскольку лишает возможности менять положение боурана при игре. А ведь, имейте в виду, что рука, меняющая тон будет почти постоянно воздействовать на кожу и давлением и влажностью, что неизбежно будет приводить к неравномерному растяжению мембраны боурана и смена игрового положения тут как раз позволяет этот эффект компенсировать в процессе игры (засчет равномерного распределения по мембране).
Иногда встречаются и совсем экзотические боураны:
Крестовина внутри корпуса, которая стала своеобразным символом боурана на самом деле штука не особо функциональная. Исторически ее роль была в том, чтобы укреплять корпус. Ведь корпуса первых боуранов делались отнюдь не специально, а просто переделывались из подручных материалов (обычно – зернового сита).
Поскольку натягивание кожи все же подразумевало определенную прочность корпуса, то имевшиеся под рукой полуфабрикаты просто дополнительно укрепляли палками. При этом, еще и играли на боуранах преимущественно на улице, где звук требовался громкий, поэтому кожу не демпфировали, а просто играли как есть — открытым звуком, держа боуран за крестовину.
Когда с подачи Ringo McDonagh стали использовать тональные возможности боурана (а мастера к тому времени делали уже специальные прочные корпуса), то оказалось, что крестовина скорее мешает, сковывая движения левой руки. Поэтому ее сняли. Иногда вместо крестовины используют одну палку (Seamus O’Kane, Junior Davey) и рука, демпфирующая кожу использует ее в качестве опоры при давлении на кожу. Но это уже скорее вопрос индивидуальных технических предпочтений.
Основной элемент боурана – кожа, и выбирая инструмент имеет впервую очередь обращать внимание именно на ее качество, а не на красоту корпуса. Выделывание кожи – главный секрет производства и он обычно никогда не разглашается. В лучшем случае, вам по необходимости продадут готовую кожу (если договоритесь :)
Кожу в большинстве случаев на боураны ставят козью – она хорошо подходит по толщине и достаточно эластична. Обычно один слой, хотя иногда и два. Некоторые мастера экспериментируют с телячьей, оленьей, лошадиной кожей и даже кожей кенгуру (которая, кстати считается наиболее эластичной).
Кстати, некоторые мастера иногда кожу даже не выделывают самостоятельно, используя уже готовую – так, легендарный Seamus O’Kane стал исползовать для своих боуранов (которые сегодня считаются классикой жанра) кожу, изготовляемую для североирландских ритуальных барабанов Lambeg, а американец Alberto Alfonso в последнее время пристрастился к тому, чтоб ставить на боураны кожу для литавр.
По краю боурана часто можно видеть черный ободок. Чаще всего это обычная (или слегка более плотная, чем обычная) изолента. Она применяется для устранения лишних обертонов и некоторого «облагораживания» звука. Иногда изолента приклеивается с внутренней стороны. Самый продвинутый и деликатный вариант такого косметического демпфирования кожи – дополнительное кольцо (ободок) кожи с внутренней стороны. Но это увеличивает расход кожи, а значит, стоимость инструмента. Подобный прием не является эксклюзивным для боурана, а вполне используется как при производстве некоторых видов пластика для барабанов ударной установки так и в случае некоторых видов этнической перкуссии, например, индийских табла.
Иногда такой прием позволяет несколько облагородить звук даже безнадежно туристического боурана.
С точки зрения ухода за кожей — мне неоднократно приходилось слышать мнение, что кожу надо обязательно регулярно смазывать. Я специально при каждом случае спрашивал у мастеров надо ли, и всегда слышал ответ, что нет, не надо. Но, учитывая, что выделывают ее все по-разному, лучше этот момент уточнять у конкретного мастера.
Хорошо компенсировать перепады влажности нашего климата (особенно сухость отопителного сезона) использованием домашнего увлажнителя (это, кстати, не только для боуранов полезно но и для других инструментов, сделанных из натуральных материалов)
То, какой инструмент вы в итоге решитесь приобрести зависит от ваших финансовых возможностей и ваших амбиций. По своему опыту могу сказать, что хорошие боураны отличаются от дешевых довольно сильно и в первую очередь по ощущению. Они приятно звучат и их приятно брать в руки :) Как ни субъективна такая оценка, она зачастую играет решающую роль. Ведь вам придется много времени проводить с инструментом и эмоции, которые вы будете испытывать в процессе во многом определят ваш путь. Конечно, всегда, а на старте особенно, есть риск «а вдруг не пойдет?», но тут опять же многое зависит от вас. Стоит, конечно, иметь в виду, что дорогие инструменты штука не очень ликвидная (сумасшедших все же не так много), но с другой стороны, помнить о том, что если дело пойдет (а оно, при желании, обязательно пойдет!), то смена инструмента (купля-продажа) это всегда потеря денег, времени и нервов. И потом (и это даже важней!) купив дешевый, вы рискуете вообще лишить себя возможности понять что же такое боуран. Помните, что «мастер сыграет и на табуретке, но играя на табуретке никогда не станешь мастером».
Еще одна ловушка при выборе инструмента – посыл из разряда «хочу боуран, чтоб звучал как у Джон Джо Келли». Важно понимать, что звучит в большей степени боуранист, чем боуран. Мне довелось как-то на летней школе в Gurteen (в графстве Sligo) принять участие в забавном междусобойчике, где в задней комнатке в одном из пабов собрались боуранисты и боуранные мастера и устроили такой тест драйв разных инструментов, передавая их друг другу по кругу и по очереди на них играя. Я был буквально поражен тем, насколько звук индивидуален у каждого из музыкантов. Узнаваемость музыканта сохранялась не зависимо от того какой боуран брался в руки. И с другой стороны один и тот же инструмент звучал у всех совершенно по-разному. В тот момент я понял всю утопичность попыток скрупулезно копировать чей-то звук и чью-то манеру игры :)
И второй нюанс — нам редко когда перепадает возможность послушать того или иного исполнителя в честной акустической ситуации, «вживую». Чаще всего мы слышим записи (студийные или любительские). Они не отражают всей картины и зачастую искажают звук, не говоря о том, что иногда он сознательно изменяется согласно текущим музыкальным задачам. Хотя, конечно личность музыканта всегда остается узнаваемой, на своем опыте знаю, что звук вживую может отличаться от представлений, сформировавшихся при прослушивании записей.
В общем, учитывая все вышесказанное, я бы советовал при наличии серьезных намерений приобрести универсальный и максимально качественный (насколько бюджет позволит) инструмент у одного из проверенных мастеров. А если захочется экзотике – ее можно будет со времением попробовать.
Где же купить боуран своей мечты?
Почти все боураны делаются вручную конкретными мастерами.
Некоторые перкуссионные бренды (LP, Meinl) тоже подключились к производству боуранов, но качество тех экземпляров что я видел пока уступает мастеровым. Зато продаются в магазинах и доступны. Я неоднократно посещал музыкальные магазины в Ирландии и Шотландии в надежде найти там инструмент приличного качества, но безрезультатно. Более менее заслуживали внимания только самые дорогие экзампляры, хотя и они уступали тем боуранам, которые можно заказать у конкретных мастеров. Поэтому обычный (и наиболее верный) путь – связаться с мастером (благо в наш век высоких технологий это не так уж трудно сделать) и обговорить детали.
Возможны две стратегии:
1) покупать у нас,
2) покупать у них.
Сначала про наших. В Москве боураны независимо делают два человека Юра Сергеев и Дима Равич. Плюс заказа у них в том, что вы не тратитесь на почтовые расходов (из Европы это около 50 Евро) и не подвергаете инструмент всем рискам связанным с пересылкой. Также ваш мастер всегда у вас под боком и вы можете в любой момент к нему обратиться.
Если говорить о качестве – я бы оценил эти боураны как инструменты средней весовой категории. Они, не уступят недорогим ирландским аналогам, но пока вряд ли смогут поспорить с более дорогиим профессиональными сериями европейских и американских мастеров.
Юра Сергеев также делает палочки для боурана и шьет чехлы.
Другая стратегия – заказ инструмента за рубежом. Сегодня делают боураны, кстати отнюдь не только в Ирландии. Единственное — пакистанские боураны приобретать ОЧЕНЬ не советую – они не выдерживают капризов нашей погоды.
Плюсы заморского варианта — более «аутентичный» инструмент (если из Ирландии :)
Минусы – если заказываете дистанционно, то нет возможности выбрать-попробовать конкретный инструмент, а это ж все hand made, риск при пересылке, невозможность плотного контакта с мастером в дальнейшем, ну, и время ожидания – минимум месяц (если инструмент уже в готовом виде есть у мастера).
На мой взгляд такой путь оправдан при заказе дорогих инструментов у конкретных мастеров, которые за приличные деньги делают инструменты стабильного качества.
Список мастеров довольно внушителен и им, пожалуй, резонно будет посвятить отдельный обзор.
Продолжение следует…
Комментарии: