Bodhran. Часть 1 (вводная). Арфы нет, возьмите бубен.

Боуран (bodhran), у нас в простонародье именуемый зачастую не иначе как «ирландский бубен», является одним из ярких символов ирландской музыкальной традиции. Да, пожалуй, уже и не только ирландской. При этом, мнения вокруг инструмента и музыкантов на нем играющих отнюдь не однозначны и уровень симпатии можно оценить хотя бы по количеству анекдотов про боуранистов, часто ну очень напоминающих анекдоты про басистов или коренных жителей Чукотки. Очевидно же, что боуран не иначе как «инструмент для ленивых» и льготный пропуск в музыкальный мир для тех, кто не осилил в свое время освоить что-то стоящее — скрипку или хотя бы какой-нибудь тин вистл. Если чуть глубже, боуран инструмент аккомпанирующий, что в фолк музыке само по себе звучит почти как приговор. Ведь бал здесь безраздельно правит ее величество мелодия и солисты, как доверенные лица и материальное воплощение этой самой мелодии. Одним словом, не просто живется боуранистам на музыкальном свете. Однако, если отбросить обиды и взглянуть на вещи конструктивно, то подобная ситуация лишь побуждает к активным поискам новых решений, адекватных музыкальной ситуации, и стимулирует качественное развитие инструмента и способов игры на нем. Что мы и видим в случае боурана на протяжении последних десятилетий. И чтобы не пасть жертвой банальных стереотипов, попробуем поближе познакомиться с боураном и с музыкантами, внесшими свой вклад в его развитие.

Андрей Байрамов

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Wrenboys near Dingle, Co.Kerry, 1950s

Боуран относится к обширной группе рамочных барабанов (frame drums). Корпус, как правило, круглый, деревянный с одной стороны обтянутый кожей.
Основной особенностью боурана, как инструмента, является не столько конструкция, сколько техника игры на нем. И если относительно происходжения самого барабана версии выдвигаются разные (понятно, что прототипы и просто похожие барабаны можно встретить в очень многих культурах и почти на всех континентах), то вот сформировавшаяся техника игры – чисто ирландское ноу хау.

Справедливости ради, правда, стоит заметить, что единой для всех общепринятой техники игры нет, но принцип игры и общие черты проследить вполне возможно.

Johnny ‘ Ringo’ McDonagh

Играют на боуране или рукой (редко, это более архаичный способ) или палочкой (стиком, типпером). Способы игры палочками тоже бывают разные — тут возможны вариации как форм и размеров самих палочек, так и способов их держания — и об этом уместней будет подробно поговорить чуть позже, а сейчас лишь заметим, что в любом случае в совершение ударов по мембране в норме вовлечена лишь одна рука. Вторая рука поддерживает инструмент и, будучи относительно свободной, может демпфировать кожу с внутренней стороны, засчет чего меняется характер звука и тон боурана. Собственно, техника, при которой одна рука наносит удары, а другая меняет звук, во многом и определяет характер звучания боурана. И надо заметить, что не так много в мире барабанов, обладающих столь широким спектром возможностей. Среди ударных, игра на которых строится на плавном именении тона инструмента, можно вспомнить африканский talking drum, индийскую каджиру, да, пожалуй, и все.. Поэтому в случае боурана, тональный аспект при игре очень важен, поскольку, во-первых, это само по себе редкое свойство, которое грех не использовать, и, кроме того, это позволяет тоньше взаимодействовать с мелодическими инструментами, обыгрывать мелодию. При этом, в случае боурана это все можно сочетать с исполнением ритмической основы — паттернов, грувов — задействуя разные звуки, спектр которых весьма широк.

В акустическом составе боуран часто играет роль басовой составляющей, поскольку на нем можно играть басовые линии (опять таки засчет возможности менять тон при игре). Donal Lunny — музыкант и продюсер многих фолк коллективов даже ввел такую манеру игры (а заодно и термин) — bass bodhran. Когда басовая линия исполняется на боуране:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Благодаря своим широким возможностям боуран сегодня активно завоевывает сердца и умы перкуссионистов во всем мире, школы и мастерклассы по боурану проходят уже не только в Ирландии.

Вообще, надо сказать, что, боуран, как инструмент в ирландской музыке существенно моложе, чем может показаться на первый взгляд, хотя и является сегодня одним из наиболее узнаваемых символов ирландского фолка.

Библия по ирландской музыке (2е издание)

Если оставить за скобками кельтско-мистический аспект, то проверенных исторических данных о боуране не так уж много. Многие и них собраны в статье обстоятельного датского исследователя (и преподавателя боурана) Svend Kjeldsen’а, работающего в Лимерикском университете. Статья эта включена во второе издание энциклопедии Companion to Irish Traditional Music.

Если же говорить об ирландской музыкальной сцене, то на нее боуран вывел легендарный композитор Sean O’Riada, получивший широкое признание после написания музыки к фильму «Mise Eire» (1959) и руководившего в 60е годы ансамблем Ceoltóirí Chualann (некоторые музыканты которого параллельно создали группу The Chieftains).

Sean O’Riada

 

Собственно, с подачи Sean O’Riada боуран и стал называться боураном. До этого его именовали просто тамбурином или, если точней, до этого боураном назывались различные околохозяйственные предметы (например, сито для просеивания зерна) которые можно было при желании использовать в качестве импровизированной перкуссии. А тамбурин (как рамочный барабан с металлическими тарелочками) существовал параллельно, попав в Ирландию в начале 19го века и выступая в первую очередь в роли вполне специального музыкального инструмента, а заодно и эффектного декоративного предмета интерьера. Традиция разрисовывать кожу инструмента пошла, похоже, как раз с тех времен и передалась боурану по наследству.

Первая дошедшая до наших дней запись ирландской музыки с участием тамбурина была произведена в США в 1927 году. Исполнитель — John Reynolds из Carlow:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Играли на тамбурине преимущественно руками, хотя иногда и палочкой, применяя подчас весьма экзотические техники:

Потом металлические тарелочки решили снять — по одной версии это была идея Paddy Moloney из Chieftains, по другой — Johnny ‘Ringo’ McDonagh, а техника игры палочкой укрепила свои позиции. В таком виде, начиная с шестидесятых годов прошлого века мы и можем наблюдать боуран в музыкальной жизни Ирландии (и не только) и проследить развитие его как инструмента, в котором и по сей день принимают активное участие и музыканты исполнители и мастера изготовители.

Для обзорной аудио экскурсии в мир боурана хорошо подойдет сборник Pure Bodhran — The Definitive Collection.

Вообще я не большой любитель сборников, т.к. они позволяют лишь поверхностно озникомиться с предметом и зачастую не отражают всей картины, но данный двухдисковый вариант вполне адекватен и содержит много полезной информации.

Небольшая коллекция исторических видео-записей собрана в передаче ирландского телеканала TG4:

Исчерпывающей я бы эту подборку не назвал, но, безусловно, есть интересные и редкие фрагменты.

Ну, и на закуску, для полноты, картины можно посмотреть соло в исполнении John Joe Kelly – виртуоза, о котором обязательно поговорим подробней в дальнейшем:

 

Продолжение следует…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress