Эта статья для всех, кто интересуется ирландской скрипкой. В ней не будут описываться сложные технические детали, подробно разбираться особенности региональных стилей – всё это вряд ли возможно уместить в одну небольшую заметку. Вместо этого я расскажу вам о тех вещах, которые являются неочевидными для многих начинающих «фиддлеров», или просто любителей послушать альбомы современных ирландских скрипачей. Надеюсь, что этот и последующие рассказы помогут ответить на те мучительные вопросы, что встают перед желающими научиться играть в стиле: что делает ирландскую музыку ирландской? что такого уникального и удивительного в ирландской музыкальной традиции? как научиться играть так же, как они? почему столько внимания надо уделять техническим деталям и зачем они вообще нужны? у кого учились нынешние звёзды ирландской скрипки? что надо знать, чтобы стать среди них «своим»? По этим и любым другим вопросам – милости просим в мой блог. Абсолютных истин и внезапных озарений я не обещаю, но пища для размышлений здесь найдётся всегда ;)
Антон «Бреголас» Зилле
В заголовке: Шивон Пиплз с родителями кисти Кэтрин Кингкам. Справа – Томми Пиплз.
За многовековую историю ирландской музыки в местной народной традиции появилось и прижилось немало разных инструментов. Но ни один из них не может похвастаться таким богатством и разнообразием местных стилей игры, как скрипка. Что такое «ирландская скрипка», или fiddle, как её обычно называют в народе сами ирландцы? Слушая ирландских скрипачей можно подумать, что это какой-то особый инструмент – звук-то совсем другой. Конечно, народные умельцы не чурались и самопала: на севере Ирландии в графстве Донегол когда-то мастерили жестяные (!) скрипки, а то и вовсе инструменты из подручных средств (ящиков из под чая, например), а из чего старые мастера делали себе смычки – лучше вообще не спрашивайте. Но если у скрипача была возможность достать нормальный инструмент – что ж, он ничем не отличался от той скрипки, на которой играют по всему миру вот уже пятьсот лет. Многих народных скрипачей, правда, никто не учил какой-либо постановке, играли они так, как им было удобно, или так, как было заведено в местной традиции: могли густо канифолить смычок и никогда не стирать канифоль из-под струн, чтобы звук был более гнусавым и тёплым, могли выбросить за ненадобностью мост, а иногда и подбородник – почему бы и нет, если звучит приятнее? Как видите, ирландские скрипачи всегда отличались творческим подходом к своим инструментам. Но ведь и это не главное. Потому что ирландская скрипка, прежде всего, это манера игры, это то, что народные умельцы вытворяют пальцами и смычком с простыми, на первый взгляд, мелодиями. Одно из обязательных составляющих ирландской манеры игры – это «украшения», или, если дословно, «орнаментация». И действительно, в руках мастеров голый «скелет» нот, который запечатлён в книжках и сборниках, превращается в причудливый кельтский орнамент. Если сыграть мелодию по нотам и ничего от себя не добавить, получатся ноты, а не ирландская музыка. Нейли Бойл (Neillidh Boyle), виртуозный скрипач из Донегола, прославился не столько своим напористым и богатым на украшения стилем, сколько высказываниями о состоянии ирландской музыки и угрозе исчезновения её колорита. Он утверждал, что музыка была подарена ирландцам «маленьким народцем», с некоторыми представителями которого ему посчастливилось встретиться, и что именно они научили музыкантов старших поколений украшениям. «Эти нюансы невозможно записать и невозможно описать на бумаге. Это искусство, которое было даровано ирландскому народу… Зачарованная музыка Ирландии. Чтобы постичь её, нужно всю жизнь посвятить изучению и практике.» Разумеется, многие воспринимают эти слова иронично, но никто другой не выразил важность нюансов и деталей в ирландской музыке, как это сделал Бойл!
Neillidh Boyle (1889–1961)
Northwest Donegal
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Нейли Бойл – личность весьма эксцентричная. Он играл в невероятно мощном и искусно украшенном донегольском стиле, но и от других при этом требовал чего-то большего, чем просто мастерства. Бойл утверждал, что ирландская музыка, «подаренная ирландцам волшебным народцем», умирает, и что ни один скрипач не играет больше так, как играли в старину. Он непрестанно говорил об угрозе современной музыки, или, по его выражению, «jungle music». Сам Бойл называет, по крайней мере, три источника своего мастерства: деда, Патрика МакСвини, который был известным скрипачом, певцом и сказителем, мать, которая не играла на скрипке, но владела мастерством лилтинга – исполнения танцевальных мелодий голосом со всеми подобающими тонкостями – а также самих представителей «волшебного народца», с которыми ему посчастливилось встретиться на «fairy wedding». Он стремился донести до слушателей «зачарованную музыку Ирландии»: музыку древних бардов, арфистов и волынщиков, музыку из песен старых певцов и лилтеров. Для этого он нередко выступал по радио, участвовал в музыкальных вечерах и даже играл вместо фортепиано для немого кино! При всём этом он категорически не желал записываться без предварительного вступления с рассказами о «зачарованной музыке» и современных напастях, поэтому из тех немногих записей, что от него остались, можно почерпнуть массу интересного. Удивительным образом, проблемы, которые поднимал Бойл, кажутся некоторым современным ирландским музыкантам до боли знакомыми и актуальными. Традиционную музыку в свободной Ирландии теперь можно услышать на каждом шагу, но не потеряла ли она чего-то, что было в музыке старых мастеров?
На записи: Harvest Home & The Green Mountain (Hornpipe & Reel)
Конечно, скажете вы, ирландцам-то легче, они впитали традиции игры с молоком матери, народная музыка окружала их всё детство, всю жизнь, а как же мы можем понимать все эти тонкости? Всё правда, кроме последнего: научиться играть в стиле, слышать все мельчайшие детали игры может каждый, кто уделит этому достаточно времени и сил. Стоит только начать слушать сольные альбомы мастеров – и вам откроется удивительный мир звуков и ритмов. Когда самих ирландцев спрашивают, как научиться играть в стиле, они не устают повторять: слушайте музыку, слушайте старых мастеров. Вы должны пропитаться всем этим сполна, «до самых костей». То, что две трети вашего опыта – это то, что и кого вы слушали – чистая правда. А зачем надо слушать стариков, спросите вы? Ведь в наши дни в Ирландии столько молодых и талантливых исполнителей, столько заводных и броских групп, выпускающие диски с отличным качеством записи. Почему бы мне не научиться играть как (выберите из списка)? Для самих ирландцев ответ очевиден: многие из них выросли на этих самых старых пластинках и кассетах, имена местных стариков у всех на устах, они были вдохновением – если не для них самих, то для их отцов, а может и дедов. Но есть и другая сторона.
Старые мастера жили, играли, творили в совершенно другом мире. Только представьте себе: не было ни радио, ни телевидения, а подчас и электричества. Всё, что нужно для жизни, человек брал своими руками у природы. Всё, что нужно для души, он находил в окружавшем его мире, или создавал сам. Жили беднее, труднее, но и душевнее. Легендарные странствующие скрипачи, такие, как Патрик О’Кыф (Padraig O’Keeffe) из области Шлиав Луахра на границе графств Керри и Корк, или Джон Дохерти (John Doherty) из графства Донегол, ежедневно совершали путешествия во множество миль, чтобы навестить своих учеников. Они зарабатывали себе на хлеб уроками и игрой на сельских танцах и, как правило, в каждом доме их ждал ужин и ночлег.
Padraig O’Keeffe (1887–1963)
Sliabh LuachraАудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Патрик О’Кыф воспитал целое поколение музыкантов Керри и Корка, причём он учил как скрипачей, так и аккордеонистов. Он использовал свою собственную систему записи нот: линейки нотного стана обозначали струны, а цифры на них – пальцы левой руки. При этом на листочках, которые он раздавал ученикам, также были отмечены лиги и акценты, так что работа над стилем входила в домашнее задание. Разумеется, на определённом этапе Патрик прекращал давать ученикам ноты и они начинали учить мелодии на слух. Патрик был весьма образованным человеком, его отец – учитель и директор школы – прочил ему ту же профессию. Но из-за своего свободолюбивого характера и увлечения музыкой, которому поспособствовал ещё его дядя Кэл О’Кэллахан (Cal O’Callaghan), Патрик вскоре бросил полученную работу. Он отправился в путешествие по холмистым дорогам Шлиав Луахры длиною в 40 с лишним лет. Подобно путешествующим мастерам старины, он обучал искусству игры на скрипке, а также играл на танцах, на проводах эмигрантов (“American wakes”) и при любой другой возможности. Всю жизнь лучшими друзьями Патрика были его скрипка – и стакан, в который он всё чаще заглядывал с годами. Именно с ними он и запечатлён на классической фотографии, которую вы встретите во многих пабах от Ньюмаркета до Килларни.
На записях:
O’Sullivan’s, O’Callaghan’s (Polkas)
The Wounded Huzzar (Slow Air)
John Doherty (1900–1980)
North DonegalАудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Джон Дохерти родился в семье тинкеров – странствующих ремесленников и музыкантов. Так же, как отец и старший брат Мики (Mickey Doherty), он всю жизнь провёл в дороге, кочуя от одного двора к другому и мастеря изделия из жести, включая жестяные скрипки. Скрипки эти были недолговечны, но звучали вполне неплохо и пользовались неизменным спросом из-за грошовой цены. У Джона была феноменальная память, так что его репертуар включал многие сотни тьюнов, песен и рассказов. За свои 80 лет Джон исходил весь Донегол, его знали все, и редкий скрипач не перенял что-нибудь из его стиля или репертуара. Тем не менее, несмотря на то, что семья Дохерти стала символом донегольской скрипичной традиции, они представляли лишь один из донегольских стилей игры. Стиль Джона – быстрый, напористый и довольно бесхитростный. Основной вид украшений, который он использовал – характерные хрустящие триплеты. В его фразировке, звуке и приёмах прослеживают влияние шотландской скрипичной традиции, а в особенности – шотландского скрипача и композитора Джеймса Скотта Скиннера (James Scott Skinner).
На записях:
McFarley’s (Reel)
The Cat That Kittled In Jamie’s Wig (Strathspey)
Другие известные музыканты были фермерами и провели на одном месте всю свою жизнь. Они играли музыку в семейном кругу и с друзьями из соседних сёл, но всегда были рады гостям. Вообще говоря, задолго до появления традиции сейшенов в пабах в дома прославленных скрипачей и волынщиков, аккордеонистов и флейтистов нередко стягивались гости. На музыкальных вечерах у камина играли, пели и слушали, рассказывали истории и легенды, обменивались новостями и опытом – так проводилось время и передавались традиции из поколения в поколение. Разумеется, досуг ирландской молодёжи не обходился и без вечеринок с танцами – не случайно, что значительная часть ирландской музыки сегодня – танцевальная. Сельские вечера танцев (Country House Dances) были важнейшим событием в культурной жизни села. До появления кейли-бэндов музыканты могли играть для танцев небольшой компанией, либо вообще в одиночку, часто без какого-либо аккомпанемента.
Следует отметить, что особенно важную роль в жизни и творчестве ирландских скрипачей играла окружавшая их природа. Легендарный народный композитор из Клэра, скрипач и сказитель Джуниор Крихан (Junior Crehan) сочинил свои самые известные мелодии под впечатлением от увиденных природных явлений и услышанных в повседневной жизни звуков. Вид покрытых утренней дымкой гор и пение птиц однажды вдохновили его на написание джиги The Mist Covered Mountain, которую теперь знают и любят по всей Ирландии. В другой раз Джуниор играл на берегу реки, когда одна выдра выбралась из своей норы и приплыла его послушать. Так на свет родился рил The Otter’s Holt. Стук колёс поезда Джуниор запечатлел в риле The West Clare Railway, а однажды, работая в поле на сенокосилке, он «подслушал» мотив The Mowing Machine.
Martin ‘Junior’ Crehan (1908–1998)
West ClareАудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Джуниор Крихан – «душа Клэра», как называют его современники – прожил 90 лет простой фермерской жизни, при этом полной музыки, чудес и любви. Джуниор бесконечно любил своих друзей и родных – именно им он посвящал свои мелодии и песни; природу родного края – живописного атлантического побережья западного Клэра; равно как и богатые традиции своей земли: музыку, песни, сказания, полузабытый ирландский язык. Неудивительно, что и мелодии Джуниора наполнены любовью и грустью – грустью по безвозвратно ушедшим друзьям и временам. Он был одним из ярых противников запрета вечеров сельских танцев, которые указом от 1935 года начали заменять на подконтрольные гос. организациям и более формальные вечеринки. Это был существенный удар по традиционной музыке и танцам – ведь неформальные сельские вечера часто и называли не иначе как «школой традиций» – они были настолько распространены и популярны, что выдержали и голод, и «экономическую войну» с Британией, и новую волну эмиграции 30–40-х годов. Джуниор был в числе самых активных культурных деятелей Клэра. Он стал одним из основателей летней школы музыки и танца в Милтаун Мэлби, которая носит имя его друга – безвременно ушедшего волынщика и певца Вилли Клэнси (Willie Clancy Summer School). Каждый год в этот маленький городок съезжаются тысячи ирландских музыкантов и танцоров со всего мира, чтобы целую неделю посещать занятия, концерты и музыкальные сейшены, на которых вы обязательно услышите хотя бы парочку сочинений Джуниора Крихана. Теперь традиции западного Клэра продолжают члены его большой семьи, в которой все без исключения играют на скрипке, концертине, волынке или вистле.
На записях:
The Mist Covered Mountain (Jig)
A Stor mo Chroi (Love of my Heart) (Slow Air)
О Шоне Райане (Sean Ryan), известном скрипаче и плодовитом композиторе из Типперэри, рассказывают, что он мог бросить лошадей с плугом в поле и убежать домой за скрипкой, когда ему в голову приходил очередной мотив. За свою жизнь он написал более двухсот мелодий, и большая часть из них, по всей видимости, была сочинена во время работы на полях. Один из самых известных его рилов The Reel of Rio, на самом деле, никак не связан с Рио-де-Жанейро и назывался в оригинале The Reel of Rye-o (rye – рожь).
Sean Ryan (ум. в 1985)
North TipperaryАудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Шон Райан родился в городке с любопытным названием Нина в графстве Типперэри, недалеко от границы с Голуэем. В этой области жили и играли такие известные музыканты, как Джо Кули (Joe Cooley), оба Пэдди О’Браена (Paddy O’Brien (Nenagh) & Paddy O’Brien (Co. Offaly)), Джо Бёрк (Joe Burke), семья Келли, Пэдди Фахи — и многие другие. При всём этом, хоть местная традиция недостатка и не испытывала, Шон интересовался и некоторыми знаменитыми скрипачами-эмигрантами, в частности, Майклом Коулмэном (см. ниже) и сочинениями Эда Риви (Ed Reavy). Последний, возможно стал одним из тех, кто вдохновил Шона на написание собственных мелодий – а их за свою жизнь он написал порядка двухсот пятидесяти. Он очень любил выступать, особенно когда его слушали, но на самом деле самым дорогим для него всегда была семья и друзья. Из него был никудышный фермер, он слишком часто отвлекался на музыку и сочинения, но при этом Шон отличался поэтическим видением мира, природы. Его мелодии разошлись по всему миру ирландской музыки, но далеко не все скажут вам, кто автор известнейших рилов, вроде The Glen of Aherlow (a.k.a. Lafferty’s), The Reel of Rio, The Dash to Portobello.
На записях:
The Castle (Jigs)
The Reel of Rio (Reels)
Если Шону названия для мелодий нередко подсказывали соратники, то его друг из соседнего Голуэя, здравствующий и поныне Пэдди Фахи (Paddy Fahey), вообще никогда не называл и не записывал свои сочинения. Однако они так быстро разошлись и прижились в традиции, что сегодня вещи, озаглавленные «Paddy Fahey’s», можно встретить в репертуаре бесчисленного числа музыкантов и групп. Он сочиняет свои мелодии, в одиночестве прогуливаясь по полям, или работая по хозяйству. Однажды некто, взявшийся за написание диссертации по творчеству скрипача (да, у них и такое возможно), спросил, что служит ему источником вдохновения. Фахи ответил: «Ну, одну мелодию я сочинил вон в той ложбине, другую – у вон тех кустов в соседнем поле, а ещё одну – по дороге домой, возвращаясь из амбара.» Согласно распространённому поверью, с изменениями ландшафта мелодии пропадают у него из головы. Нету кустика – нету и рила. Но шутки шутками, а Пэдди Фахи в свои 90 с лишним до сих пор творит и иногда даже заглядывает в местный паб, расположенный неподалёку от его фермы – настоящая живая легенда. Он пишет свои мелодии в разных, часто причудливых и нетипичных для ирландской музыки тональностях, но всегда исполняет их неторопливо и с налётом грусти.
Paddy Fahey (род. в 1916)
East GalwayАудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Пэдди Фахи – настоящая ирландская легенда – и загадка. За свои девяносто с лишним лет он не сделал ни одной коммерческой записи, но его имя звучит на сейшенах и концертах ирландской музыки по всему миру. Он написал множество красивых мелодий, многие из которых приобрели широкую популярность, но никто не назовёт вам имени хотя бы одной из них. О нём слагают легенды, его мечтают увидеть и услышать множество музыкантов, а он живёт в полном уединении на ферме в восточном Голуэе и занимается хозяйством, изредка появляясь в ближайшем пабе в городке Кайлбрэк (Kylebrack). До поры до времени он не был столь замкнут, да и до сих любит встречаться со своими старыми друзьями, среди них – небезызвестный гармонист Джо Бёрк. Последний рассказывает, что Пэдди считает свои мелодии незавершёнными, пока не услышит их в исполнении других музыкантов. Его же самого можно услышать только на частных записях, которые передаются по рукам на кассетах, или в оцифровках с них. А Фахи продолжает сочинять мелодии, и кто знает, сколько ещё нового и необычного он передаст в копилку ирландской традиции. Дай Бог ему здоровья!
На записях:
Paddy Fahey’s (Jig)
Paddy Fahey’s No.1 (Reel)
Грустный, тоскливый, задумчивый звук – характеристика большинства скрипачей Клэра и Голуэя, и произошёл он, думается, не от лёгкой жизни. Слоу эйры, медленные печальные мелодии, которыми богаты эти регионы, равно как и Шлиав Луахра, особенно хорошо иллюстрируют связь музыки и песни в ирландской культуре. Большая часть слоу эйров – переложение песен в стиле шан-нос (sean-nós, что значит «старый стиль»), в которых обычно оплакиваются утраты и представляется нелёгкая судьба ирландского народа вообще. Интересно отметить, что по настроению своему далеко не все слоу эйры звучат однозначно траурно – зачастую они задумчивы, наполнены «светлой грустью», а порой и надеждой (в общем, «ирландская грусть» совсем не такая, как «русская»). При этом важнейшая характеристика слоу эйров – звукоподражательность. Старые мастера стремились как можно точнее передать нюансы человеческого голоса, благо скрипка – инструмент с самыми богатыми для этого возможностями. Даже те, кто ни слова не понимал по-ирландски, вслушивались в завораживающие переливы и звуки языка, чтобы потом по памяти попытаться их воспроизвести. Эти тонкие детали и особая постановка звука передают настроение ещё непосредственнее, чем сама мелодия. Поэтому если послушать одну и ту же мелодию в сольном исполнении нескольких скрипачей, вы заметите не только разницу в нотах, или тех или иных технических приёмах, но и в настроении в целом. Одну и ту же вещь, сыгранную донегольским скрипачом и скрипачом из Клэра, можно попросту принять за две разные мелодии. Звук – одно из основных средств самовыражения ирландских скрипачей, по звуку вы немедленно сможете отличить настоящего народного исполнителя от шоу-звезды или «пришельца» из другой музыкальной культуры. Очевидно, что в последнее время, в связи с широким распространением аккомпанирующих инструментов, и среди ирландцев этот звук становится всё более выхолощенным и унифицированным. Далее следует упомянуть о проблеме интонации и равномерной темперации. Начинающим фиддлерам с классическим образованием посвящается, и да простят меня те, кто лучше владеет терминологией по вопросу =)
Michael Coleman (1891–1945)
SligoАудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Майкла Коулмэна, наряду с Пэдди Киллораном (Paddy Killoran) и Джеймсом Моррисоном (James Morrison), нередко называют самым влиятельным ирландским скрипачом XX века. Отчасти это действительно так, и не только из-за его виртуозного стиля с быстрыми скоростями и умопомрачительными вариациями, но и из-за того, что эту тройку скрипачей-эмигрантов из Слайго записали в США и распространили на пластинках впервые в истории ирландской музыки. В наше время этим уже никого не удивишь, а записаться и выложить запись на всеобщее обозрение может всяк, кому ни лень. В 30-е же годы в Ирландии радио только появилось, а граммофон был в диковинку, так что народ собирался всем селом, чтобы послушать заморскую диковинку – пластинку ирландской музыки из Америки. Многие были потрясены мастерством Коулмэна, но более того, теперь у обладателей пластинок появилась возможность попытаться научиться играть, как он. Пластинки слушали до дыр, замедляя их пальцем, чтобы разобраться во всех хитросплетениях, которыми изобиловали сыгранные Майклом мелодии. Разумеется, речь идёт не только о родном для скрипача Слайго, но и обо всей Ирландии. В связи с этим, для региональных стилей Коулмэн стал напастью похлеще голода и эмиграции. О последствиях распространения его записей даже сейчас, спустя почти 65 лет после его смерти, рано судить. Определённо одно: Коулмэн задал такую планку техники сольной игры, не считаться с которой уже было невозможно. Перед каждым, кто хоть раз слушал его записи, вставал вопрос, что дороже: виртуозная техничная игра, или традиция родного края, совершенно необязательно столь же энергичная и насыщенная всеми возможными украшениями. Поэтому, с одной стороны, Майкла Коулмэна можно рассматривать как эталонного представителя стиля Слайго, который продолжил и развил эклектичную традицию региона, издавна впитывавшую в себя элементы различных соседствующих стилей. С другой, невозможно не учитывать неоднозначное влияние его записей на развитие региональных скрипичных (и не только) стилей Ирландии. Некоторые старые музыканты теперь искренне жалеют, что когда-то решили «косить» под Коулмэна, вместо того, чтобы продолжать традицию своей семьи и друзей. Вместе с тем, пример эмигрантской тройки способствовал появлению уникальных эклектичных стилей, которые не просто являются производной от стиля Слайго, но представляют собой интересную смесь нескольких традиций. Пример этого феномена — Пэдди Кронин (Paddy Cronin), один из самых способных учеников Патрика О’Кыфа, который всегда увлекался записями Коулмэна и Моррисона, но после того, как в начале 50-х эмигрировал в штаты и вынужденно «порвал» с традицией, кардинально изменил свой стиль. Звук у Пэдди остался прежний, но скорость, ритмы и использование украшений у него выдержаны скорее в стиле Слайго, чем в стиле Шлиав Луахры. При этом родные польки и слайды он всё ещё с удовольствием играет, хотя с годами это удаётся ему всё менее «привлекательно». Пэдди Кронина в самом расцвете сил, равно как и Коулмэна, Моррисона и Киллорана можно найти в открытом доступе на сайте www.archive.org
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Сеты Коулмэна до сих остаются «классическими», и несмотря на то, что целый ряд фиддлеров, такие как Фред Финн (Fred Finn), Майкл Горман (Michael Gorman), Джон Веси (John Vesey) также считались ведущими представителями стиля Слайго среди современников, вряд ли кому-то удастся затмить славу того, кто первым заявил о себе, записавшись в 1921 году в Нью-Йорке.
На записях:
Bonnie Kate & Jenny’s Chickens (Reels)
Jackson’s & Tar Road to Sligo (Jigs)
[Часть 1] [Часть 2] [Часть 3]
Комментарии: