Банджо в ирландской музыке. История


Банджо в ирландской традиции, инструмент относительно молодой. Первые попытки использовать банджо в ирландской музыке относятся к концу 19 века. Американские ирландцы  использовали наиболее ранний вариант этого инструмента, 5-стрнное банджо без ладов, для несложного аккомпанемента ведущему инструменты, такому как волынка или скрипка.  К сожалению, сейчас остается только догадываться , как это звучало – никаких записей таких составов не сохранилось. Но одно можно сказать с уверенностью – это было мало похоже на современный мелодический стиль игры на тенор-банджо.

Собственно тенор-банджо, как и другие разновидности этого инструмента(банджо-мандолина, банджо-гитара и т.д.) – дитя моды на банджо, охватившей США в начале ХХ века. Однако в отличие от других разновидностей, тенор-банджо – не попытка присоединить к банджо гриф какого-то другого инструмента. Появившимся в то время танго-оркестрам нужен был громкий и в то же время гармонически гибкий аккомпанирующий инструмент. 5-струнное банджо с его бурдонной струной для этого подходило мало. Первые 4-хструнные инструменты(plectrum banjo) представляли собой фактически пятиструнку без пятой струны,  однако впоследствии гриф инструмента укоротили, а настройка изменилась на квинтовую. В таком виде тенор-банджо стало основным  аккомпанирующим инструментом раннего джаза. В конце 20-х годов конструкция банджо фактически пришла к используемой до сих пор. Более того, некоторые инструменты того времени весьма котируются до сих пор, но об этом подробнее позже.

Пока вернемся к ирландцам. Нет ничего удивительного в том, что история развития ирландского банджо связана в первую очередь с американскими ирландцами, по меньшей мере – до второй мировой войны. Тенор-банджо проникло в ирландскую музыку из танцевальных оркестров в 20х годах и поначалу использовалось примерно таким же образом – для аккомпанемента аккордами .  Во всяком случае на одной из первых записей ирландской музыки с банджо, на котором играл Майк Фланаган (Mike Flanagan), он исполнял аккомпанемент похожий на диксилендовый. Для исполнения мелодий он использовал банджо-мандолину.  Настоящее признание как мелодический инструмент тенор-банджо, тогда еще в строе CGDA, приобрел в тридцатые годы. В это время archtop-гитара сменила банджо на роли аккомпанирующего инструмента в джазе, и рынок оказался наводнен качественными тенорами, продававшимися за бесценок.  Примерно в это же время банджо попало и в Ирландию, где прижилось в кейли-бэндах, в основном благодаря своей громкости. В то время многие ирландские музыканты использовали вместо медиатора т.н. timble – косо срезанный кусок трубы, надетый на палец(из более-менее современных музыкантов так играл Johnny Keenan, старший брат небезызвестного волынщика). А для упрощения аппликатуры в “скрипичных”тональностях часто использовался каподастр на 2м ладу.

В 60 годы популярность кейли-бэндов значительно упала, и то что тенор-банджо, которое пользовалось весьма дурной славой среди исполнителей на более традиционных инструментах, вообще не исчезло из ирландской музыки, как скажем пикколо или саксофон – заслуга Барни МакКенны. Будучи банджистом очень популярной до сих пор группы Dubliners, он разработал стиль игры в настройке GDAE, на октаву ниже скрипки и на квинту ниже стандартного тенорового строя. Это придало глубины звуку, сделало банджо очень удобным для исполнения танцевальных мелодий в нормальных скрипично-флейтовых тональностях, и на сегодняшний день эта настройка используется почти всеми традиционными банджистами (единственное заметное исключение – Джерри О’Коннор), даже несмотря на то, что повлекла за собой некоторые технические проблемы.  Современный стиль игры на тенор банджо весьма напоминает скрипичный, с  той разницей, что основной (и подчас единственный) тип орнаментации на банджо – триплет в различных видах. В связи с практическим отсутствием сустейна легатные украшения в левой(те же роллы) просто не звучат. Каких-то региональных стилей игры на тенор банджо не сложилось, инструмент в принципе достаточно молодой. Скорее можно говорить об индивидуальных стилях,  среди наиболее заметных музыкантов я бы отметил следующих: Enda Scahill(кстати, автор отличного учебника по тенор-банджо), Gerry O’Connor, Angelina Carberry, Brian McGrath…Перечислять можно долго, инструмент сейчас очень популярен, и банджистов, играющих ирландскую музыку сейчас больше чем когда-либо.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

1 комментарий к записи “Банджо в ирландской музыке. История”

  1. К слову об акк-те на банджо, бугого))
    http://youtu.be/NmxG7JpQ3Tw

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress