Особый вид исполнения песен на ирландском языке без музыкального сопровождения носит название sean-nos, что буквально означает «старый путь» или «старая манера». Применительно к пению это название должно отличать традиционную сельскую манеру песен, когда певец поёт без сопровождения, а точнее сам аккомпанирует себе голосом.
Традиционной городской манерой пения является англо-ирландская баллада, пение баллад как раз сопровождается инструментальным аккомпанементом. Эти стили существуют параллельно, и, несмотря на явные различия уже много лет заметно влияют друг на друга.
Не следует также думать, что они чётко отделяются языковым барьером. Многие sean-nos певцы поют англоязычные песни (послушайте, как поёт, например, Том Фадинь на альбоме De Danann «Mist Covered Mountains». Часто это даже не народные песни, а авторские нациионалистические баллады XIX века. С другой стороны, певцы и музыканты «молодого фолка» (групп начала 70-х) вполне освоили пение ирландскоязычных песен под гитару, наподобие баллады, как знаменитый гитарист и певец Дахи Спрюэл (Skara Brae, Bowhand, Altan). Так что дело не в выбираемом материале, не в языке (хотя это различие обычно сохраняется), а именно в принципиально разном подходе к самому пению. Пение без аккомпанемента имеет различные варианты.
Существует три основных варианта sean-nos — манстерский, коннахтский и ольстерский — что соответствует числу и названию провинций Ирландии, где находятся гэлтахты* (Gaeltachtai).
Гэлтахт Манстера включает в себя некоторые области графств Корк, Керри и Уотерфорд, гэлтахты Коннахта расположены на западном побережье графств Мэйо и Голуэй, а гэлтахт Ольстера ограничен пределами графства Донегол.
Певцы из англоговорящих областей Ирландии (Galltacht), а также других стран могут либо придерживаться одного из этих вариантов, либо смешивать их — в зависимости от того, где они обучались.
Как показывает опыт, носители того или иного диалекта ирландского языка, независимо от того, живут ли они в регионе, где говорят на этом диалекте, или нет, стремятся придерживаться того варианта sean-nos , который соответствует данному региону. Носители же официального стандарта ирландского языка, проще говоря, люди с выученным Кайдоном, (Gaeile Bl’ Ath’ Cliath) чаще всего смешивают варианты sean-nos.
Если вы слышите sean-nos впервые, то скорее всего, сразу же обратите внимание на сложность мелодии, и совершенно справедливо посчитаете ее характерной чертой этого стиля. Не все варианты, впрочем, одинаково сложны: коннахтский (западный) — в большей степени, манстерский (южный) чуть проще и резче, а ольстерский (северный) буквально поражает своей простотой.
Ольстерский sean-nos наиболее сильно отличается от двух остальных. Этот вариант сложился под влиянием шотландских народных песен (Scots Gaelic Songs), которые имеют менее замысловатый мелодический рисунок, чем sean-nos . Исполнители sean-nos из Донегола обычно стараются сохранять ровный ритм в течение всей песни. Мелодия здесь представлена упрощенно (для sean-nos ).
Коннахтский и манстерский варианты труднее отличить друг от друга, если, конечно, не знать диалектных особенностей языка. Оба направления предполагают наличие сложной мелодии, где основные приемы фольклорной музыки сочетаются с другими приемами, требующими большего мастерства.
По мнению певцов и специалистов-музыковедов, коннахтский sean-nos допускает некоторое изменение ритма, особенно в медленных песнях.
Истинная красота этого варианта состоит в органичном слиянии слов и поворотов мелодии, и, чтобы почувствовать ее, слушателям необходимо хорошо понимать ирландский язык.
Манстерский sean-nos требует большого внимания к ритму, чем коннахтский.
Существует два основных типа орнаментации («украшения») мелодии: мелизматический и интервальный. (Слушателю, который не знаком с ирландским традиционным пением и привык к балладам, украшения голосом покажутся чем-то совершенно новым, непривычным, что вполне объяснимо, так как составители сборников вообще уделяют sean-nos мало внимания.)
Мезизматическая орнаментация выражается, как правило, в замене или выделении основной ноты группой смежных вспомогательных нот. В некоторых случаях вместо группы вспомогательных нот используется одна-единственная нота, ведущая к основной. Известен также вариант, когда основная нота заменяется двумя вспомогательными.
Интервальная орнаментация связана с изменениями паузы между двумя нотами: она либо должна варьироваться по долготе, либо заполняется переходными нотами.
Исполнитель может использовать тот или иной тип по собственному выбору, что неизбежно ведет к их чередованию от куплета к куплету, а следовательно, можно сделать вывод, что орнаментация вообще характерна для данного стиля. Кроме того, в sean-nos может варьироваться не только тип орнаментации, но даже и основная тема.
Выделяются три типа вариаций: мелизматический, интервальный и ритмический.
Наличие в sean-nos орнаментации и вариаций совершенно исключает возможность хорового исполнения. Если такие попытки и предпринимались, то ни к чему хорошему они не явно вели, так как все тонкости орнаментации и вариаций в этом случае полностью сглаживались, и оставалась лишь ничем не прикрытая основная тема, нечто, что может спеть каждый, но чего петь не стоит. Поэтому, если на записи певцы поют вместе, они поют не дуэтом, а по очереди.
Вот несколько очень простых приемов sean-nos:
В большинстве случаев исполнители стараются как можно дольше держать основные ноты, которые обычно совпадают с главными словами песни.
В результате музыкальное наполнение зачастую преобладает над смыслом текста, особенно если исполнитель уделяет больше внимания мелодии.
Некоторые певцы, наоборот, концентрируются только на тексте — в ущерб музыкальной стороне, однако наиболее талантливые исполнители способны сочетать слова и музыку таким образом, чтобы передать свое восприятие песни.
Самый распространенный прием sean-nos называется «твердый приступ» (glottal stop): поток воздуха, проходящий через голосовые связки, внезапно блокируется, и нота неожиданно резко обрывается. Вероятно, многим эта процедура покажется совершенно ненужной и даже странной, так как «твердый приступ» нехарактерен для европейской традиции, однако для sean-nos, как и для некоторых музыкальных стилей Индии, Испании и других стран, он является необходимым элементом.
«Твердый приступ» используется для того, чтобы выделить либо только что прозвучавшую ноту, либо последующую, а чтобы определить, какую именно, нужно обращать внимание на долготу паузы. Длинная пауза, следующая за «твердым приступом», подчеркивает только что отзвучавшую ноту, а короткая — последующую.
Дыхание берется в течение долгой паузы, а в течение короткой — задерживается приблизительно на секунду. «Твердый приступ» широко распространен во всех областях Ирландии, где до сих пор исполняется sean-nos , а в некоторых регионах (например, в графстве Корк) он даже перешел в англо-ирландские баллады.
Одна из проблем, встающих перед певцом, — создать единство между музыкой и словами песни. Так как sean-nos исполняется без сопровождения, возможность заполнить паузу между куплетами инструментовкой, или сделать удачную музыкальную концовку исключена, приходится рассчитывать только на собственные силы.
Некоторые исполнители успешно находят выход из положения, адаптируя слова песни к музыке. Музыкальная фраза не заканчивается в этом случае концом строки, а продолжается вплоть до середины следующей. Этот на первый взгляд неудачный способ тем не менее оправдан: так как песни, как правило, «набирают силу» к середине строки, пауза практически незаметна.
Случается также, что певец делает паузу после связующего слова (такого как agus (и), или ach (но)), и внимание аудитории в этом случае сосредотачивается не на паузе, а на продолжении фразы.
«Пение в нос» (nasalisation) — еще один очень распространенный прием, также направленный на создание ощущения целостности между мелодией и словами. Исполнитель голосом заполняет паузу в конце каждой строки, продолжая, таким образом, петь без текста.
Лучше всего «пение в нос» можно услышать на гласных звуках.
Певец, взяв ноту, смыкает губы, и в результате получается что-то наподобие «м-м-м». Этот «фоновый аккомпанемент» прекрасно вписывается в канву мелодии, так что можно смело его использовать. Исполнители sean-nos из Манстера особенно часто голосом заполняют паузы между куплетами, что даёт весьма необычный «фон» **.Более того, если исполнитель хорошо владеет этим приемом, песня приобретает как бы двойное звучание.
Возникающий фоновый эффект необходим в sean-nos для украшения песни и поддержания мелодии. Особое преимущество приема состоит в том, что исполнитель продолжает песню, не теряя при этом тона.
Кстати говоря, в ирландской музыке нет строго определенного тона голоса, однако это не проблема для исполнителя соло. Певицы, как правило, поют очень высоко, причем делают это почти подсознательно.
Колебания тона голоса — нормальное явление для хорошей традиционной техники исполнения. Замечена даже тенденция скользить к основной ноте через интервал, который может быть больше или меньше полутона. Скольжение вниз применяется редко.
Этот прием, возможно, подсказан музыкой волынки, наиболее часто его используют те, кому приходилось тесно сотрудничать с волынщиками.
* — Gaeltacht — области в Ирландской Республике, где ирландский все еще является основным языком общения.
** — «фоновый (бурдонный) эффект» (drone effect) упоминается также в книге Томаса О’Кананна «Traditional Music in Ireland».
Автор: Елена Дорошенко
Спасибо Александру за размещение хорошей статьи Лены Дорошенко. К сожалению, с 2002, когда она написала эту статью для сайта «Ирландский доброволец», до этого года за десять лет новых статей на эту тему не было.
Думаю, очень многие из намеченных в этой статье особенностей традиционного пения нужно будет расписать подробнее, чуть конкретнее и проще — с привязкой к региональным стилям и исполнителям.
Спасибо Юра) Мы ждём от тебя статьи!)