Эта статья взята с сайта танцевальной школы шотландского танца «Shady Glen» www.shadyglen.ru
Под какую музыку танцуют Шотландские бальные танцы?
В шотландской традиционной музыке много форм, но наиболее известны современным танцорам три из них: рил (reel), джига (jig) и страспей (strathspey).
Джига (Jig)
Джига имеет размер 6/8, то есть шесть восьмых на такт. Например:
или любые подобные комбинации.
Темп современного шотландского джига где-то примерно = 112. Общее время джига 8×32 будет составлять примерно 4 мин 32 сек или 4 мин 20 сек. За одни такт музыки исполняют один скип чендж (skip change of step), один падебаск (pas de basque) или два слип степа (slip step).
Рил (Reel)
Рил имеет размер 4/4 или иногда 2/4. Например:
Сегодня мы танцуем рилы примерно =112. Танец 8×32 в таком темпе займет примерно четыре с половиной минуты. Один такт музыки нужен, чтобы станцевать один скип чендж (skip change of step), один падебаск (pas de basque) или два слип степа (slip step).
Страспей (Strathspey)
Размер страспея такой же, т.е. 4/4, но играют его очень медленно. Что характеризует такую мелодию, так это объединение ритмов – эту комбинацию называют “Scotch snap”.
В Королевском Обществе Шотландских Бальных Танцев принят темп страспея =62 (или =124), что составляет чуть меньше 62 секунд на 32 такта. Исполнение танца 8×32 такта при такой скорости займет примерно восемь с четвертью минут. Один такт музыки необходим, чтобы исполнить один страспейный шаг.
Страспей – уникальная форма, по праву считающаяся изобретением шотландской инструментальной музыки. Название – практически единственное, что может рассказать нам о его происхождении. Зародившийся как музыкальное сопровождение к шотландскому рилу, страспей представляет собой, как любая форма искусства, эволюцию, и нет даты, которую можно назвать датой его появления. Опубликованные коллекции страспеев и рилов не появлялись раньше второй половины XVIII века, когда такие мелодии, как “Tullochgorum” и “The Reel of Tulloch” уже считались старыми. Страспей и рил были изначально волыночными мелодиями и Pipe Strathspey гораздо лучше сохранил фиксированные рамки и форму.
Репертуар шотландской танцевальной музыки включает также hornpipe, lament, march, pastoral, polka, rant, schottische, Scots Measure, slow air, slow strathspey и song air.
Эти музыкальные формы используются сейчас для шотландских танцев и, несмотря на их индивидуальный образ и характеристики, их признали подходящими для исполнения рилов, джиг и страспеев, а также для некоторых сольных танцев и ceilidh.
Мелодии для шотландских бальных танцев строятся особым образом.
Мелодия, под которую исполняется кантри-танец, обычно состоит из нескольких частей. Например, танец может быть рассчитан на восемь проходов по 32 такта в каждом, тогда и мелодия делится на восемь частей по 32 такта. Для первого и последнего прохода исполняется “родная” мелодия, написанная специально для исполняемого танца. Часто ее название соответствует названию танца. Оставшиеся части в середине заполняют другие танцевальные мелоди, подходящие по размеру, тональности и настроению. Таким образом, если мы видим мелодию для танца “Wild Geese” , то мелодия “Wild Geese” – это только первые и последние 32 такта.
История
Важнейшим этапом в становлении и развитии шотландской танцевальной музыки было появление в Шотландии скрипки. Это произошло приблизительно в середине XVII столетия. Скрипка оказалась инструментом, идеально подходящим для сопровождения рилов и контрдансов, популярных в Шотландии. С ее появлением связано также развитие страспея.
Первой опубликованной коллекцией скрипичной музыки был сборник «Шотландские рилы или контрдансы» (“Scots Reels or Country Dances”), выпущенный в Эдинбурге в 1757 году. Затем последовали многие другие сборники от музыкантов со всей страны. Аристократия того времени часто спонсировала издание этих сборников, и нередко в них входили произведения, посвященные знатным покровителям или сочинения, вышедшие из-под пера любителей из числа аристократов. Величайшие собрания того периода были написаны мастерами – Нилом Гоу и его сыном Натаниэлем, Робертом МакКинтошем, Вильямом Маршаллом и Капитаном Саймоном Фрейзером.
Нил Гоу родился в 1727 году в Инвере, недалеко от Данкелда. Он был, возможно, первым профессиональным народным скрипачом в Шотландии. Многие другие шотландские музыканты того времени колебались между классической и народной музыкой, зарабатывая на жизнь классической музыкой. Нил обладал очень узнаваемым стилем игры, а за свою долгую и интересную жизнь он написал более восьмидесяти мелодий. Его сын Натаниэль (родился в 1763) также зарабатывал на жизнь народной музыкой, став лидером оркестра, который играл на светских мероприятиях Эдинбурга. Он открыл издательское дело, а также был хорошим композитором. Его “Largo’s Fairy Dance”, возможно, один из самых известных рилов.
Роберт МакКинтош (родился в 1745) занимался классической музыкой, но его сердце принадлежало традиционной музыке Шотландии. Он осел в Эдинбурге и издал четыре прекрасных музыкальных сборника. Д-р Миллиган, одна из основательниц Королевского Общества Шотландских Танцев, очень любила музыку МакКинтоша.
Возможно, самым талантливым скрипачом-композитором XVIII века был Вильям Маршалл (1748 – 1833). Его сборник 1822 года – возможно, самая прекрасная коллекция шотландской скрипичной музыки, из всех, когда-либо издававшихся. В дополнение к танцевальной музыке он написал несколько произведений озаглавленных “slow strathspeys” («медленные страспеи»). О его творчестве восторженно отзывался великий шотландский поэт Роберт Бернс.
Это был конец одного из величайших периодов в истории традиционной шотландской музыки.
В XIX в. высшее общество обратилось к новой моде и новым танцам, таким как кадрили, польки, вальсы и мазурки, но некоторые представители дворянства продолжали покровительствовать и поддерживать традиционную музыку и традиционные бальные танцы. На северо-востоке Шотландии скрипка вернула себе утраченную популярность в конце XIX века, по большей части благодаря карьере Джеймса Скотта Скиннера. Он разъезжал по северной Шотландии в качестве учителя и танцора. Он путешествовал и включал в свои концертные программы и традиционную, и классическую музыку. Он единственный из легендарных скрипачей прошлого был записан и некоторые из этих записей были переизданы. Количество написанных им произведений огромно – около 600. Он был последним из действительно великих скрипачей-композиторов, сочинявших музыку для шотландских танцев.
В начале двадцатого века вкусы общества очень сильно изменились. Всеобщим увлечением стали новые танцы, привезенные из Америки. Все больше и больше людей слушали радио, телевизор и записи, что привело к все меньшему и меньшему числу домашних концертов. Однако шотландская скрипичная танцевальная музыка сохранилась, благодаря соревнованиям, съездам скрипачей, а также мероприятиям Объединений «Strathpey and Reel», собиравшим большое количество музыкантов и восторженную публику.
Музыканты и в XX веке продолжали сочинять музыку для шотландских танцев. Многие скрипачи, аккордеонисты, пианисты и волынщики двадцатого века значительно расширили репертуар шотландской танцевальной музыки и продолжают делать это по сей день.
Каким же был аккомпанемент к танцу?
Вплоть до начала XIX века в Шотландии существовало два типа волынок – Хайланд (Highland Bagpipe) и Лоуланд, или «Пограничная Волынка» (Border Bagpipe). Пограничные волынки вышли из употребления из-за расцвета скрипки, но в горах, в Хайланде, игра на волынке становилась все более и более утонченной. Волынка до сих пор используется для сопровождения сольных шотландских танцев – Хайланда, а также шотландских бальных танцев, в армии и иногда на более формальных общественных мероприятиях.
Во время Эры великих скрипачей скрипка была главным инструментом, использовавшимся для музыкального сопровождения танцев, часто сольно, иногда вместе с виолончелью для создания басовой линии и ровного ритма, или же две скрипки играли вместе. Позже создавались группы, включавшие, например, рекордер (деревянную флейту), флейту, гобой, фагот, скрипку, виолончель, клавесин или позже пианино. Классическая музыка часто публиковалась в упрощенных версиях для фортепьяно для огромного числа музыкантов-любителей (часто женщин). Многие скрипичные сборники публиковались для немецкой флейты с басом, и эти версии часто исполнялись на фортепьяно.
В двадцатом веке скрипка была вытеснена со своего традиционного места в шотландской танцевальной музыке аккордеоном. Аккордеон с его врожденным дополнением к основной мелодии, в отличие от одинокого голоса скрипки, хорошо подходит для сольного исполнения (например, на занятиях), а также часто встречается в ансамблях. Типичный состав современной группы, аккомпанирующей шотландским бальным танцам, включает скрипку, аккордеон, пианино, бас и ударные. Сейчас гораздо больше внимания уделяется гармонии и ритмике, чем век назад. Доступность музыки в записях и по радио и телевидению вместе с использованием различных инструментов внесли существенные изменения в способ исполнения традиционной шотландской музыки со времен одиноких скрипачей.
Другой феномен шотландского танцевального класса двадцатого века – сольный аккомпанемент фортепьяно. Во время создания Общества Шотландских Бальных Танцев (1923) и раньше многие талантливые пианисты-любители хотели играть для шотландских танцев. Эта ситуация сохраняется и по сей день, поэтому практически во всех шотландских танцевальных классах можно встретить пианиста. Фортепьяно – многогранный инструмент с широким динамическим диапазоном, подходящим для использования в больших помещениях, где устраивают танцы, и RSCDS радо постоянному предложению со стороны очень талантливых музыкантов. Сейчас фортепьяно уже не является необходимой вещью в каждом доме, и в XXI веке мы, возможно, увидим новые изменения в музыкальном сопровождении шотландских танцев.
Рекомендации музыкантам, исполняющим музыку для шотландских танцев
Роль, которую музыка играет в общем впечатлении от танца, невозможно переоценить. Чтобы способствовать хорошему танцу, музыка должна быть хорошо исполнена, обладать четко выраженным ритмом и ясным делением на музыкальные фразы, иметь свет и тень и исполняться в нужном для шагов танца темпе. Нельзя отрицать, что шотландскую танцевальную музыку трудно играть хорошо. Требуется много практики, чтобы достичь уровня, необходимого для создания настроения, пробуждающего танцоров. Танец должен стать неотъемлемой частью музыки, а музыка – неотъемлемой частью танца. Таким образом, жизненно необходимо, чтобы музыканты, играющие для танцоров, были знакомы с шагами, фигурами и танцами, чтобы чувствовать характер движений и иметь возможность придать музыке необходимый импульс.
Существует много факторов, на которые нужно обратить внимание при выборе темпа музыки. Вот несколько примеров: дети обычно танцуют быстрее взрослых; неопытные взрослые танцоры не могут танцевать под слишком медленную музыку; опытные танцоры, в свою очередь, нередко предпочитают более медленный темп; иногда скользкий пол требует специальной регулировки темпа. Каждое из этих различий в темпе вносит незначительные изменения в скорость метронома, но такое изменение может стать жуткой, огромной разницей для танцоров. Часто это скорее вопрос живости в музыке, которая обеспечивает подъем, необходимый для танца, чем жесткой приверженности оптимальному темпу. Всегда должно быть достаточно времени для того, чтобы подумать о фигурах в танце, для использования всех тактов музыки для каждой фигуры, достаточно времени для правильной работы ног, для грациозной подачи рук, для того, чтобы танцевать легко без необходимости мчаться к своему месту, что портит вид танца, лишает его элегантности, а танцоров – удовольствия.
Танцорам в этом помогает «Phrasing» – правильное раскладывание шагов в музыкальной фразе так, чтобы каждая фигура начиналась и заканчивалась с музыкой. Одно движение должно перетекать в следующее, как одна музыкальная фраза перетекает в другую. Лучше всего танец и мелодия сочетаются тогда, когда движения соответствуют естественному делению мелодии на фразы. Танцоры должны слушать музыку и использовать ее всю: как музыкант играет каждую ноту каждой фразы, так же и танцор должен станцевать каждый такт. Танцор не должен приходить на место слишком рано или слишком поздно, так как это нарушает связь между фигурами. Небольшое энергичное наступление в начале каждой новой фразы придает свет и тень музыке и помогает более четкому разделению танцевальных фигур.Сегодня во всем мире не угасает интерес к музыкальным традициям Шотландии. Появляются новые музыкальные группы, по-своему использующие наследие шотландской танцевальной музыки и придающие ей новое звучание. В исполнении современных фолк-рок групп шотландская музыка не теряет своего особого колорита, но становится при этом богаче и энергичнее.
Комментарии: