Впервые я задумался о выразительных возможностях интонации, когда начал слушать сольные альбомы маэстро Томми Пиплза. The Quiet Glen, к которому по прошествии лет я возвращаюсь вновь и вновь, стал для меня своего рода откровением. В открывающем альбом сете вальсов скрипка Томми издаёт звуки, сравнимые с пением и клёкотом птиц в нашем деревенском саду. Тревожная, полная недосказанностей версия слип джиги Kitty Come Down to Limerick – это порывистый ветер с Атлантики, напоминающий мне о западном побережье Клэра. В хорнпайпе The Fat Cat Томми изображает мяуканье кота «жирным», пронзительным слайдом, а потом «мурлычет» мягкими переливами, которые не идентифицировать ни как ролл, ни как что-либо. Это самые очевидные образы; я не возьмусь описать неожиданные, то и дело возникающие интонации отдельных нот, и вряд ли эпитеты «задумчивый» и «тоскливый» способны передать характер голоса Томми – голоса его скрипки. Но тем летом я слушал и понимал, что это – музыка другой, Зазеркальной Ирландии. Той, что так чутко передала в своих картинах Кэтрин Кингкам. Следом мне открылись множество других записей скрипачей соло, каждая со своими чудесами. Донегол, Клэр, Голуэй, Керри… И всё это во многом благодаря музыке Томми Пиплза, которая помогла мне «сломать» стереотип о звуке скрипки, вслушаться в голоса традиционных исполнителей старшего поколения. Эти голоса, бесконечно многообразные, объединяет одно: нестандартная, неодинаковая, не выверенная «по тюнеру» интонация.
В заголовке: Мартин Хейс кисти Кэтрин Кингкам. Слева – отец Мартина Пи-Джо Хейс, основатель легендарного Tulla Ceili Band.
Ниже: Tommy’s music – The Source by Catharine Kingcome (Томми Пиплз)
Именно интонация разительно отличает скрипачей «старой» Ирландии и их последователей от мейнстримной, урбанистической, подогнанной под рамки ансамблевого формата музыки. Именно она яснее и образнее всего характеризует стили индивидуальные и региональные. И именно её среди множества особенностей и приёмов игры сложнее всего облечь в слова, описать, классифицировать. Это, пожалуй, удалось сделать моему учителю Квивину О Рахалли (Caoimhín Ó Raghallaigh) – специалисту по скрипичным традициям графств Керри и Клэр, поклоннику волшебства и тонкости старых музыкантов. Привожу отрывок из бесед с Квивином, что я записал во время наших классов в Милтаун Мэлби летом 2009 года (Willie Clancy Summer School).
Квивин О Рахалли: «А теперь мы поговорим об одной интересной штуке под названием ИН-ТО-НАЦИЯ».
«Вы когда-нибудь задумывались о том, куда именно вы ставите ваши пальцы во время игры? Давайте проведём нехитрый эксперимент и кое-что для себя откроем».
Tommy Potts (1912–1988)
DublinАудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Одни называли его чудаком и сумасбродом, другие – гением и виртуозом. Томми Поттс делал с ирландскими мелодиями то, что никто другой себе не позволял. В его исполнении даже самые известные и изъезженные из них звучали необычно и странно. При всём этом, манера его игры в целом выдержана в совершенно традиционном стиле, богатом на эффекты и украшения. Поттс привнёс в традицию ряд редких тьюнов: так, ему приписывают создание слип-джиги The Butterfly, которая впоследствии стала общеизвестной благодаря группе The Bothy Band. При этом мало кто знает, что вдохновило его на написание этой вещи, и на чём основывалась логика его хитрых вариаций. Музыка Томми Поттса, прежде всего – индивидуальность, самовыражение. Он жил в людном Дублине, но всегда держался особняком, никогда не притягивая к себе излишнего внимания. За всю жизнь он поддался уговорам на запись одной-единственной пластинки – The Liffey Banks. Но музыканты-современники, конечно же, хорошо знали цену его мастерству и нередко заходили к нему в гости. Кому-то из них доставались в подарок и кассеты с записями, которые теперь ходят по рукам. Так что стоит копнуть поглубже – и влияние этой таинственной фигуры обнаруживается в самых разных уголках музыкальной карты Ирландии. Не менее серьёзно его музыка продолжает влиять и на стили скрипачей современности: одним из крупнейших поклонников Поттса является, к примеру, Мартин Хейс (Martin Hayes). А о Патрике Орсо (Patrick Ourceau) говорят, что в течение целого года он каждый день начинал с альбома Поттса, чтобы хоть немного «приблизиться к его гению.» Самое интересное, что, хотя влияния классической музыки и джаза на стиль Поттса и стали притчей во языцех, у скрипача не было классического образования и сам он никогда не играл джаз. Все свои вариации – звучащие порой на грани импровизации – Поттс тщательно продумывал, нередко напрямую вплетая в канву традиционной мелодии из услышанных где-то мотивов. Эти «пасхальные яйца» так тщательно замаскированы, что вы ни за что не найдёте Листа, Шопена и Бетховена в его рилах и джигах без подсказки. Уникальный стиль Томми Поттса – хороший пример того, насколько сильно внутренний мир музыканта может преломлять традицию, которая его окружает.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
На записях:
My Love Is In America (Reel)
The Butterfly (Slip Jig)
КОР: «Предположим, ваша скрипка настроена, и вы хотите сыграть ноту Си на струне Ля, побурдонив при этом открытой струной Ре. А теперь, не меняя положение пальца, попробуйте сделать интервал с открытой струной Ми. Звучит ужасно, не правда ли? Немного подвинув палец, мы добиваемся приятного звучания этого интервала. А теперь вновь бурдоним полученную ноту струной Ре. И снова диссонанс. Что происходит?!»
«Оказывается, есть несколько вариантов положения пальца при взятии ноты Си. В нашем случае их как минимум два. А дальше мы начинаем думать: куда мне следует поставить этот палец, относительно какой ноты? А второй? А третий? Конечно, это всё обычно происходит у нас в голове на автомате. Поэтому такие вещи занятно анализировать. Но я вам больше скажу. Если попросить каждого из вас построить интервал со струной Ре, все вы поставите указательный палец в чуть-чуть разные места. У каждого из нас в голове музыка звучит по-своему».
«Сравните скрипача из Керри со скрипачом из Клэра – они будут интонировать по-разному. К примеру, в этой области (в западном Клэре – прим.) скрипачи склонны занижать ноты. Такая интонация делает звук мягче. Сами мелодии начинают звучать совсем по-другому. Ну а если вы из Донегола, может статься, вы часто используете струну Ля в качестве бурдона, т.к. там играют много мелодий в Ля мажоре и любят бурдонить. Поэтому вы по привычке будете ставить пальцы немного выше. Если же, к примеру, вы никогда не используете струну Ре в качестве бурдона, может оказаться, что ваш третий палец на струне Ля всегда немного «высит», или «низит». И то, и другое – абсолютно_правомерный_вариант интонирования ноты – если вы никогда не бурдоните струной Ре».
Bobby Casey (1926–2000)
West ClareАудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Бобби Кейси – одно из крупнейших имён в истории ирландской скрипки. Он рос в окружении мастеров: его отец Джон «Скалли» (John ‘Scully’ Casey) был кладезем традиции и владел искусством игры на скрипке, флейте и концертине, его двоюродный брат Теди (Thady Casey) прославился как непревзойдённый учитель танцев. Бобби дружил с Джуниором Криханом и другими музыкантами Клэра, многое перенял у них, но в то же время слушал и Коулмэна и других музыкантов из Слайго, играл и выступал со знаменитыми волынщиками: Вилли Клэнси (Willie Clancy) и Шеймусом Эннисом (Seamus Ennis). Бобби переехал в Дублин, где провёл много с семействами Келли и Поттс, затем в Лондон, где сам стал одной из ключевых фигур в формировании вкусов и стилей молодых ирландских музыкантов (среди них – некто Кевин Бёрк). В музыке Бобби Кейси воплотились лучшие черты тех, у кого он учился – и при этом по «стилю, чувству и музыкальности» по признанию современников он был максимально близок к отцу. Ни с чем не спутаешь его характерный тоскливый и тягучий звук, длинные слайды и ленивые роллы – наследие западного Клэра. Вместе с тем, обилие технических приёмов и виртуозное ими владение говорит о том, какое значение для него имела техника мастеров скрипки и волынки. В 50-х и 60-х Бобби дважды завоевал титул чемпиона Ирландии по скрипке. Также он многие годы был знаковой частью школы им. Вилли Клэнси – с самого момента её основания, когда вместо привычных классов все желающие собирались в тесном кругу послушать музыку мастеров.
На записях:
Sean sa Cheo (John in the Mist) (Reel)
The Drunken Gauger (Jig / Set Dance)
КОР: «Вот и весь секрет. А теперь что же нам делать со всей этой информацией? Давайте сделаем выводы.»
«Мы говорим: «нота До», «нота Ре» – а на самом деле существует бесконечное количество нот До и Ре. «До-диез» и «До» – это всего-навсего две точки в некой звуковысотной системе. Но ведь точек этих гораздо больше, и звучат они совсем по-разному. Это один из тех случаев, когда просто надо осознать: «О, да эти вещи и впрямь существуют». И вот, вооружённые новым знанием, вы уже можете вслушиваться в игру разных людей и слышать разницу…»
Paddy Canny (1919–2008)
East Clare
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Пэдди Кэнни – весьма разносторонний скрипач, и тем его пример особенно интересен. Будучи одним из основателей легендарного кейли-бэнда Талла (Tulla Ceili Band), он долгое время играл для танцев быструю, ритмичную и несколько упрощённую музыку – в основном, рилы, которые особенно любят в Клэре. С другой стороны, он с детства впитывал в себя региональный колорит, и музыку мастеров старины: отца Кэнни учил прославленный слепой скрипач Пэдди МакНамара (Paddy MacNamara). Интересно отметить, что он тесно дружил и с небезызвестным Томми Поттсом, настолько тесно, что никто не может с уверенностью сказать, кто на кого из них больше повлиял. В любом случае, основой стиля Пэдди Кэнни оставался Клэр. Вместе с Таллой он прогремел по всей Ирландии и Америке, победил в национальном чемпионате All Ireland, но затем решил, что с него хватит и в 1965 году ушёл из кейли-бэнда. Пэдди всегда был фермером в душе, скромным и застенчивым человеком. Для него большое значение играла именно спокойная уединённая музыка, и он пронёс её через всю свою жизнь. Не случайно, несмотря на 20 лет совместной игры с Пи-Джо Хейсом (P. J. Hayes), его сольные выступления не имели со стилем товарища по кейли-бэнду ничего общего. Как и многие другие музыканты, в группе Пэдди играл в одном стиле, а для себя и друзей – в совершенно другом. Примечательно, что сольный альбом Пэдди уговорили записать, только когда ему было уже под 80. Ни с кем не спутаешь его удивительно длинные лиги, создающие характерную динамику от совсем тихого уровня звука до громких всплесков. За это Квивин О Рахалли сравнивает стиль Пэдди Кэнни с дыханием огромного кита. На месте и все технические тонкости, включая обилие характерных триплетов – результат влияния соседнего Слайго и общения с яркими музыкантами других регионов.
На записях:
Rolling In The Barrel, In The Tap Room & The Earl’s Chair
(Reels, with P.J. Hayes & Bridie Lafferty)
Toss the Feathers & Repeal of the Union (Reels solo)
Ошин Мак Диармада (Oisín Mac Diarmada): «В конце концов, ваша игра на 99% определяется тем, ЧТО и КАК вы слушаете. Если вы учите мелодии на слух, и слух у вас достаточно хорош, вы не только запоминаете ноты, но и перенимаете интонацию».
«Интонация – превосходное выразительное средство. Однако не в каждой ситуации можно дать себе волю с интонированием. Если, играя в оркестре, вы решите поэкспериментировать с интонацией, то масса диссонансов вам при этом обеспечена».
КОР: «Всё также зависит от конкретной музыкальной эпохи. Современная академическая музыка полна поисков… Существует целый мир микрохроматических инструментов, в которых каждый интервал поделён на множество частей. И вот что интересно, в традиционной музыке всё это тоже есть. Хотя в последние годы многие такие вещи подверглись „стерилизации…“»
«Но если вы обратитесь к музыке таких скрипачей, как Патрик О’Кыф, Патрик Келли, или Бобби Кейси, вы многое для себя откроете. Например, то, как они играют аккорды, вроде Ля/Ля [ |–|4|0|–| ] с небольшим зазором, добиваясь при этом бурдонного эффекта. Такое нередко можно услышать в слоу-эйрах…»
«Пожалуй, стоит начать играть аккорды – и вы поймёте, насколько важна эта самая вещь под названием интонация».
Ben Lennon (род. в 1928)
North Leitrim
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Бен Леннон – старший брат хорошо известного музыканта и композитора из графства Литрим Чарли Леннона. Оба они в детстве обучались у знаменитого скрипача из соседнего графства Фермана по имени Джон Джо Гордон, но вместе с тем, как и многие другие, заслушивались пластинками Коулмэна и Моррисона. По иронии судьбы, Бен вынужден был сделать десятилетний перерыв в активном музицировании, в то время как Чарли упорно занимался и всё дальше приближался к стилю своих кумиров-эмигрантов из Слайго. В результате стиль братьев с годами стал сильно различаться и стал более собранным, виртуозным у Чарли и более небрежным, расслабленным у Бена. Несмотря на то, что именно Чарли приобрёл международную славу, многие ирландские скрипачи в один голос говорят, что звук Бена гораздо интереснее, и рекомендуют слушать Бена вживую и учиться у него, пока есть возможность. Можно утверждать, что стиль Бена, действительно, сохранил больше традиционных особенностей северного Литрима, чем стиль его брата. Несмотря на некоторую шероховатость, он выигрывает в плане красочности и динамичности. Более того, Бен использует неочевидную со стороны традиционную технику, к примеру, не всегда до конца прижимает струны к грифу, что позволяет ему играть тише и «осторожнее». Особенно хорошо этот приём заметен при игре в дуэте. В 2011 году вышла богато иллюстрированная и с любовью написанная биография Бена Леннона под редакцией Финтана Валлели (Fintan Vallely), к которой также приложил руку небезызвестный Кьяран Карсон (Ciaran Carson) и скрипачи Шеймус Коннолли, Шеймус Куинн (Fr. Séamus Quinn), Джон Карти (John Carty) и сын Бена Морис (Maurice Lennon).
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
На записях:
Donegal Mazurkas by Ben Lennon
A Mazurka by Charlie Lennon
Charlie Lennon’s Barndances (Ben Lennon & Oisín Mac Diarmada)
На классах Квивина вы также немало рискуете услышать об «антагонисте» музыки, богатой на интонацию – о равномерной темперации (РТ). Сегодня равномерно темперированная музыка окружает нас повсюду: от радио и ТВ до звонков на телефонах и стандартных звуков компьютера. Как следствие, наши уши «заточены» под механически уравнённые интервалы. Но мало кто задумывается о том, что всего несколько веков назад любому европейскому музыканту такая музыка показалась бы ужасно грязной, фальшивой. И в этом нет ничего удивительного, т.к. для сохранения равномерности интервалов в РТ музыке каждый из них немного «врёт».
И это только одна проблема. А теперь вдумайтесь: из бесконечности возможностей кто-то взял и выделил 12 фиксированных точек на октаву – надо ли говорить, как условны эти рамки. Неудивительно, что в мире народной музыки – музыки свободы и самовыражения – рамки эти долгое время успешно обходили, т.к. музыка игралась для удовольствия, в тесном кругу, а никак не в ансамблевом формате на широкую публику. Скрипка, флейта, волынка – все эти инструменты в той или иной мере строились и строятся на слух, и при отсутствии классической муштры (а также довлеющего влияния РТ музыки) у каждого музыканта формируется своя, уникальная интонация.
Это называют sense of tuning – чувство строя – и выделяют как в рамках стиля индивидуальных исполнителей, так и в масштабах местной скрипичной «школы», и даже целого региона. Порой именно по особой устоявшейся интонации (а не по техническим приёмам) можно безошибочно определить, из какой музыкальной среды происходит скрипач (см. пример с Пэдди Кронином).
Paddy Cronin (род. в 1925)
Sliabh Luachra
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Пэдди Кронин – один из лучших учеников Патрика О’Кыфа, прославившийся не только в родном Керри, но и в американо-ирландской диаспоре за океаном. Рассказывают, что Патрик поучал нерадивых учеников тем, что молодой Кронин разучивает мелодии так быстро, как тот успевает их писать. Стиль Пэдди складывался в благотворной среде – во времена, когда сельские вечера танцев проводились постоянно, и музыкантов часто приглашали играть по случаю и без. Кронин с мальства играл в паре со своим учителем, а также с другими титанами Шлиав Луахры, такими, как Дэнис Мёрфи – благо тот жил по соседству близ Гнивгуиллы. Его младший брат Джонни также вырос талантливым скрипачом. Неудивительно, что записи Пэдди Кронина накануне его отъезда в Америку в 1949 г. ценятся как один из лучших образцов местного скрипичного искусства. Однако Пэдди не остановился и на этом. Попав в новую среду ирландской музыкальной сцены США, где в то время преобладало влияние “звёздной тройки” эмигрантов из Слайго, он успешно адаптировал свой стиль, став при этом одним из самых ярких и узнаваемых скрипачей диаспоры. Все записанные им позднее пластинки искусно повторяют дух сетов Коулмэна и Моррисона (хотя фортепиано на них, пожалуй, поприятнее). Что безусловно продолжало выдавать в нём скрипача из Керри – так это совершенно отличная от других мягкая интонация. Кронин вернулся в родные края в 1989 г. Несмотря на года и проблемы со слухом, он нисколько не утратил своей славы и авторитета. В 2007 г. за свой уникальный стиль и многолетний вклад в сохранение традиционной музыки Ирландии Кронин был награждён престижным Gradam Saoil Lifetime Achievement Award.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
На записях:
Wind that Shakes the Barley, Sheehan’s (Reels) – 1949
Denis Murphy’s, Paddy Cronin’s (Slides) – 1949
Cronin’s, Fitzgerald’s (Hornpipes)
В то же время техника игры традиционных музыкантов (и в особенности старшего поколения) полна нигде не описанных и не классифицированных нюансов с применением микротонов. Так, например, некоторые мастера успевают сыграть три оттенка одного и того же звука, исполняя long roll. А всем известный приём «слайд» (глиссандо) оборачивается целым спектром индивидуальных вариантов с разной скоростью и амплитудой исполнения (например, с завышением конечной ноты на четверть тона в процессе). Всё это может изменить мелодию до неузнаваемости.
В завершение предлагаю послушать и провести самостоятельный сравнительный анализ на основе записей популярного рила Rakish Paddy, сделанных скрипачами практически всех вышеперечисленных регионов с 20-х по 90-е гг. прошлого века. Вы наверняка отметите, что от исполнителя к исполнителю, от региона к региону различаются и количество частей, и сама мелодия. Но разительнее всего отличия в голосе их скрипок, которые во многом определяются разным подходом к интонации. О другом важном и явном отличии – о фразировке – мы поговорим в следующей статье.
[Часть 1] [Часть 2] [Часть 3]
Комментарии: