Современная ситуация в ирландских танцах
Таким образом, к рубежу XX-XXI веков ирландские танцы подошли, имея внутри себя три основных течения: социальные танцы, спортивные танцы и шоу-танцы. На самом деле эти течения очень сильно пересекаются и проникают друг в друга, но в целом их можно разделить по технике, аудитории и отношениям с музыкой. Но главное различие, на мой взгляд — в целях, которые преследуют танцоры. А цели в свою очередь неразрывно связаны с основным способом бытования танцев и возрастом танцоров (банально, где именно и кто их танцует).
Социальные танцы – сеты (бывшие кадрили) – танцуют преимущественно люди среднего и старшего возраста «для удовольствия». Наиболее часто сеты можно встретить на специальных сетовых вечеринках (по иронии судьбы и ирландского языка они называются set dancing ceili). Эти вечеринки проводятся по стране в течение всего года, а самые большие и известные во время популярных летних школ. Они проводятся в крупных барах, отелях или спортивных залах. В качестве музыкального сопровождения в подавляющем большинстве случаев выступает специальная группа – «кейли бэнд», состоящая (как минимум) из гармониста, пианиста и ударника (впрочем, состав может варьироваться). Часто на сетовой вечеринке присутствует человек, который «объявляет» танцы, то есть сначала называет сет, а в процессе подсказывает в микрофон, какие элементы танцевать. Поскольку в общих чертах большинство танцоров знает наиболее популярные сеты, это позволяет танцевать практически всем присутствующим. Одновременно на танцполе может быть от одного (очень редко) сета во время местечковых вечеринок, до нескольких десятков во время больших летних школ.
Техника в сетах – материя очень тонкая и часто неотличима от личной манеры танцора. Стандартизированных версий шагов и движений практически нет и каждый волен исполнять те шаги, которые ему больше нравятся. На занятиях по сетам 99% времени и внимания уделяется собственно фигурам и перестроениям, а шаги и элементы танцоры осваивают обычно сами (речь в основном о положении дел в Ирландии, у нас в России подход, по ряду причин немного иной).
Спортивные танцы – кейли и соло – танцуют преимущественно дети и юниоры в качестве спортивной дисциплины. Наиболее близкими аналогами мне кажутся художественная гимнастика и фигурное катание, а также все виды танцев, давно призанные спортивными, типа бальных. Собственно мир спортивных ирландских танцев весьма богат, и кроме непосредственно сольных танцев в мягкой и жесткой обуви, а также кейли танцев в узком понимании (30 танцев из хрестоматии Комиссии), существует масса смежных дисциплин: типа танцев на двух, трех и четырех партнеров или авторских танцев на определенные сюжеты, не всегда отличимых от шоу-постановок. Однако из объединяет «место применения» – все эти танцы встречаются либо в классе, либо на соревновании-феше.
Нацеленность на спортивный результат, а также сама история этих танцев определяет и общий подход к занятиям и преподаванию. Технике уделяется самое пристальное внимание как при обучении, так и при оценке танца судьями на конкурсе. Синхронность и четкость движений ставится во главу угла в групповых танцах, высота прыжков, «натянутость» носка и «выворотность» ступней, чистота исполнения технических элементов – в сольных. Несколько меньше внимания уделяется музыке: на соревнованиях традиционно работает один музыкант (аккордеонист или клавишник), главная задача которого играть в четко заданном ритме длительное время. Это, впрочем, не отменяет того факта, что на многих соревнованиях высокого уровня выступают замечательные музыканты, способные вложить душу даже в постоянно повторяемые мелодии. Кроме того, существуют сольные сеты (да-да, взаимопроникновение терминологии – бич разных стилей ирландских танцев). Это в большинстве своем танцы, сочиненные известными танцевальными мастерами под определенные мелодии и состоящие из определенных движений. Для них важно совпадение ритмико-мелодической структуры музыки с хореографией.
Шоу-танцы. В Ирландии труппы больших танцевальных спектаклей комплектуются из танцоров, прошедших традиционные танцевальные школы и достигших успехов в спортивных танцах. Часто сюда идут танцоры, «закончившие» спортивно-танцевальную карьеру, но не желающие оставлять мир ирландских танцев. Поэтому средний возраст шоу-танцора где-то 20-25 лет или старше в случае мастеров и постоянных солистов больших постановок, типа Колина Данна.
С технической точки зрения базой шоу является традиционная хореография в понимании кейли-соло танцев. Однако наиглавнейший приоритет шоу – зрелищность – далеко не всегда означает техническую сложность, столь ценимую в спорте, а тем более совершенно не признает жестких рамок, которые накладывает традиция. Поэтому хореография шоу-танцев в среднем проще спортивной (за исключением отдельных «фирменных» номеров), но значительно расширена элементами других танцевальных дисциплин от американской чечетки до балета. То же самое касается и музыки. В больших и успешных шоу используются мелодии современных ирландских композиторов. Они могут быть написаны в традиционных размерах, однако часто имеют сложную структуру, «заточенную» под конкретные номера, а набор инструментов, базируясь на стандартном ирландском, часто приближается к симфоническому.
Очевидно, что постановочные номера и полные шоу невозможно танцевать для своего удовольствия, поэтому они существуют исключительно на сцене – будь то большой концертный зал, корпоратив или городской праздник. В результате в Ирландии для многих танцоров участие в шоу – настоящая работа. В то же время за ее пределами появилось множество школ «ирландского танца», в которых на деле изучают исключительно номера из известных шоу и ставят собственные, а традиционная хореография и элементы воспринимаются только как средство придания танцу «ирландскости», наравне с узнаваемыми ботинками и стойкой «руки по швам».
Казалось бы, мы забыли про шан-нос. По разным параметрам он схож и с социальными, и с современно-спортивными танцами. Причем, на мой взгляд, к спортивным уже ближе. Здесь, правда, нужно оговориться, что и внутри сетов, и внутри шан-носа есть довольно четкое деление на «соревновательную» и традиционную ветви. Так вот, шан-нос сейчас довольно редкое явление в «свободном виде», зато соревнования по нему весьма популярны и продвигаются Братством Народных Музыкантов Ирландии (Comhaltas Ceoltóirí Éireann), которое, в свою очередь, во многом аналогично Комиссии в спортивных танцах. Средний возраст шан-нос танцора неуклонно снижается, хотя даже на соревнованиях еще можно встретить танцоров за 50(!) лет, а скорость растет, иногда в ущерб сложности движений и ритма.
С технической точки зрения шан-нос сохранил некоторые традиционные приоритеты. Его основой остались связь танцора и музыканта, умение подчеркнуть ритмом ног структуру мелодии и импровизировать. Зато процесс обучения в противовес старой системе «смотри и перенимай сам» полностью осовременился – привычные нам классы с преподавателем, который показывает шаги и элементы. Мне кажется, можно сказать, что шан-нос на данный момент находится в начале пути, по которому шли соло-кейли в ХХ веке, однако повторит ли он этот путь в точности или найдет другое развитие, зависит от массы факторов.
Так где все-таки учат танцевать джигу?
Всю дорогу мы говорили об истории и разных людях, которые танцуют разные типы танцев, но так и не рассказали про джигу. На самом деле ее танцуют везде и во всех видах танцев. Джига, рил, полька и хорнпайп – названия танцевальных ритмов, то есть, музыки. Под любой из них можно танцевать на кейли-вечерике, соревнованиях-феше или большой сцене. Под большинство мелодий существуют и групповые, и сольные танцы, в мягкой и в жесткой обуви. И именно поэтому, выбирая, куда пойти танцевать, прежде всего, решите для чего вы идете учиться. Джиге вас научат с гарантией, но это будут очень разные джиги. Хорошая новость заключается в том, что пока вы живы – ваши интересы и выбор направления могут меняться, и чаще всего со временем так и происходит. Главное, не бойтесь экспериментировать, пробовать разные школы и преподавателей. Чем больше вы узнаете о танцах из собственного опыта, тем ближе вы будете к настоящему ирландскому пониманию вопроса.
Несколько дополнений к статье :)
Нужно отметить, область применения кейли всё-таки не совсем ограничена соревнованиями. В упрощённом виде и без особого внимания к технике они встречаются и на обычных танцевальных вечеринках. Конечно, на крупных авторитетных сетовых мероприятиях и в летних школах танцуют только сеты, а вот встретить в программе локальных мероприятий какой-нибудь Morris reel или Siege of Ennis — не такое уж необычное дело.
А на севере (в Северной Ирландии и графстве Донегол) кейли вообще очень популярны, есть даже специализированные вечера, так называемые fíor-chéilí. Их в своё время придумали именно для поддержания интереса к этим танцам и сохранения их социального характера. Более того, кейли здесь не только танцуют. но и придумывают — на вечеринке, на которой были мы, была парочка новоделов местного сочинения.
Ну и наконец, в школах современных ирландских танцев тоже устраивают танцевальные вечеринки с кейли-танцами, хотя это, наверное, уже часть социальной жизни конкретной школы.
А что касается доморощенных попыток подражать известным шоу, не имея солидного танцевального опыта и поставленной техники, то надо сказать, что эта болезнь касается скорее стран, где ирландские танцы мало распространены, нет преподавателей и, соответственно, не с чем сравнивать. В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии танцоры по уровню уже давно ничем не уступают ирландским, а иногда и превосходят их. В западной Европе танцевальная жизнь также становится всё более цивилизованной, появляется всё больше местных сертифицированных преподавателей. В России, к сожалению, два этих направления — серьёзное обучение ирландским танцам и плохие клоны Lord of the Dance — непостижимым образом умудряются уживаться. Видимо аудитория очень широка и всем хватает места.