Кто, где и как танцует ирландские танцы. Часть I

История ирландских танцев

Предисловие

За последние десять лет ирландская традиционная культура значительно проникла если не в широкие массы российской публики, то, по крайней мере, в «узкий круг». И если раньше эта тема у среднего человека вызывала только одну ассоциацию – Риверданс, то теперь не угадаешь, может, собеседник уже танцует сеты, а может, его дети соревнуются на фешах за первое место в лайт-джиге.

То есть, многие, по крайней мере, знают, что ирландские танцы бывают очень разные. Тем не менее, цельное представление об отношениях видов ирландских танцев друг к другу есть далеко не у всех, а наиболее популярным вопросом, задаваемым любому преподавателю ирландских танцев, остается: «А вы учите танцевать джигу?». Кроме того, различия в устремлениях, подходах и целях, характерные для танцоров разных направлений (социального, спортивного и шоу), время от времени порождают споры на тему того, чьи ирландские танцы самые ирландские.

На обрисовке общей картины ирландской танцевальной жизни, а также на понимании традиции, которая стоит за каждым из видов популярных сейчас танцев мне и хотелось бы остановиться. Однако, прежде чем говорить о нынешней ситуации, давайте быстренько пробежимся по истории ирландских танцев. Она не только наглядно показывает, что не существует «более настоящих» ирландских танцев по сравнению с «менее настоящими», но и развеивает некоторые повторяемые с усердием, достойным лучшего применения, мифы.

Очень краткая история ирландских танцев

Собственно, история ирландских танцев, пусть и богатая, и драматичная далеко не так длинна, как это может показаться.  Любые письменные упоминания, которые позволяют хоть сколько-нибудь конкретно сказать «что» и «как» танцевали ирландцы в прошлом, появляются не ранее начала XVIII века. Есть все основания говорить, что танцы как вид искусства появились и распространились в Ирландии значительно раньше (по крайней мере, с XIV, а скорее и с IX в.), но что это были за танцы и как они выглядели, сведений нет решительно никаких. Так что все попытки увидеть в кейли-танцах обряды друидов, а в сетах – поклонение солнцу – суть милые, но беспочвенные фантазии (ну, то есть, опять же, можно искать корни, элементы и типологию, но никакой прямой связи мы проследить пока не можем). Ну и «древние кельтские танцы» — очевидно коммерческий, не имеющий ничего общего с историческим материалом термин.

Зато с начала-середины XVIII века начинается живая документированная жизнь ирландских танцев, обусловившая нынешнее богатство и разнообразие их видов. В этот момент в Ирландии появляются французские кадрили и французские же  (по крайней мере, на первом этапе)  мастера танцев. И те и другие, не будучи рождены в Ирландии, прижились на почве Изумрудного острова и изменились настолько, что стали неотъемлемой и яркой частью именно ирландской культуры.

Сеты

Кадрили, претерпев значительные изменения в музыке и технике шагов, превратились в то, что мы знаем сейчас как ирландские сеты. При этом стоит отметить, что после того, как они уже окончательно стали «сетами», то есть чисто ирландскими танцами (это произошло скорее всего к середине-концу XVIII века), они практически перестали меняться по форме, технике и среде бытования. Сеты составили основную базу «социальных» танцев – то есть танцев для общения, времяпрепровождения и развлечения. Исключение составляет течение «соревновательных» сетов, но оно требует отдельного разговора.

Мастера танца привнесли на ирландскую почву уже развитую европейскую систему обучения, систему записи шагов, движений и танцев. Они преподавали в основном сольные и парные танцы, обращая особое внимание на технику, постановку корпуса и так далее. Именно мастера танцев подняли ирландских танцоров на полупальцы и стали осознанно придумывать новые сложные движения и элементы, в результате породив традицию, вершиной которой являются современные сольные танцы.

Шан-нос

Другим своеобразным явлением в ирландской танцевальной жизни был весьма мало известный до начала ХХ века шан-нос (не путать с шан-нос пением). Первоначально шан-нос – одновременно стиль танца и способ бытования/передачи танцевальной культуры, появившийся на западе Ирландии в регионе под названием Коннемара. Это сольные танцы, в основе которых принципиально заложена импровизационность, а обучать им до новейшей истории принципиально же не обучали. Тот, кто хотел танцевать, смотрел на других танцоров и перенимал движения самостоятельно.

Кейли

Эти пласты мирно сосуществовали до конца XIX – начала XX века, практически не пересекаясь, когда на танцы обратила внимание Гэльская Лига и вскоре создала здравствующую по сей день Комиссию по Ирландским Танцам (Coimisiún le Rincí Gaelacha). В этот момент в дополнение сольно-парным танцам, сетам и шан-носу были созданы масштабные групповые танцы – кейли. А в целом началась «новая» история ирландских танцев. В этой новой истории появились сертифицированные учителя и организованные  школы, где детям преподавали кейли и соло, а главное многочисленные соревнования – феши. Именно в этот момент соревновательная составляющая в ирландских танцах стала «официальной», а местами и доминирующей, превратив для многих танцы в спорт. И на протяжении XX века средний возраст танцора стал неуклонно снижаться, техника усложняться, правила и формальности множиться. Однако до всемирного взрыва популярности было еще далеко.

В скобках отметим, что именно с появлением «авторитетного» органа впервые возник вопрос «что такое «настоящие» ирландские танцы» и появились первые попытки удревнить историю танцев, назначить друидов и фейри в прародители и т.п. В результате началось долгое, местами комичное, местами трагичное противостояние кейли-соло и сетов. К счастью, это противостояние так или иначе было преодолено к концу 50-60-х годов XX века, и сейчас ни одному взрослому ирландцу не придет в голову рассуждать, какие танцы «более ирландские».

Следующей вехой, переведшей танцы в «новейшую» эпоху стал оглушительный успех шоу Майкла Флэтли – «Riverdance», а затем «Lord of the Dance». Именно этот успех обеспечил всемирную популярность и узнаваемость ирландских танцев. В успехе этих проектов важно отметить несколько деталей: популярность шоу очень помогла ирландским танцам не только обрести мировое имя, но и дала серьезный импульс развитию внутри страны. Солисты и создатели «Риверданс», Майкл Флэтли и Джин Батлер имели за плечами многие годы обучения в тех самых школах современного стиля, «заточенных» под соревнования, и к запуску шоу были неоднократными победителями чемпионатов. Своим успехом они показали, что у занимающегося ирландскими танцами ребенка в дальнейшем есть пути, кроме двух стандартных — стать преподавателем или забыть танцы как детское увлечение.

Кроме того, шоу значительно повлияло на стиль и технику танца, вызвав очередной виток увеличения скорости, сложности и зрелищности. И естественно, «Риверданс» вдохновил многих талантливых и не очень последователей на создание собственных проектов самого разного масштаба, многие из которых ушли от какой-либо (спортивной ли, социальной ли) традиции очень далеко.

Подводя итог и переходя к современной ситуации, нужно подчеркнуть, что любой вид ирландских танцев имеет сравнительно долгую историю. Поэтому вопрос, какие танцы «настоящие ирландские», совершенно не имеет смысла. Различия можно и нужно искать в другой плоскости. А в какой, мы поговорим во второй части статьи.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

3 комментария к записи “Кто, где и как танцует ирландские танцы. Часть I”

  1. samhaina:

    Вот французы, везде успели со своими кадрилями! Фешн ауторитиз восемнадцатого века :)

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress