Здесь бы должна быть большая и умная статья об ирландском аккордеоне, но такие статьи скучно и писать, и читать. Поэтому я просто публикую здесь по возможности серьёзные ответы на дурацкие вопросы, которые задаёт буквально каждый, кто впервые видит мою гармонь.
Есть, однако, один вопрос, который обычно не задают, а надо бы: «А что за музыку на ней играют?». Ниже — плеер с подборкой музыки. Включите его прежде чем читать дальше, так оно лучше будет. :-)
Ой, а что это за девайс? Это такой маленький баян, да?
Это — ирландская гармошка (Irish Button Box), также известная как ирландский кнопочный аккордеон (Irish Button Accordion). На ней играют ирландскую народную музыку. Выглядит так:
а играют на ней сольно так:
В компании с другими музыкантами так:
Небольшая, два ряда кнопок для правой руки, восемь или двенадцать «басовых» кнопок под левую. Самая приметная особенность — каждая кнопка может давать две разных ноты: одну на сжим мехов («выдох»), другую на растяжение («вдох», «разжим»). Ещё одна — манера музыкантов держать аккордеон: его часто не вешают на две лямки, а ставят на колено и играют «на одном ремне» — примерно вот так:
http://www.youtube.com/watch?v=w14SDHBUzsY#t=30s.
Это совершенно отдельный инструмент, родственный многим другим, но являющийся уникальным и характерным именно для ирландской музыки. И — нет, это не баян. Общего с баяном у него примерно как у мандолины с бас-гитарой.
Что интересно, «ирландская» не значит «сделанная в Ирландии» — большинство ирландских аккордеонов родом из Германии (Hohner, Weltmeister), Италии (Paolo Soprani, Castagnari) и Франции (Saltarelle, Gaillard).
Я умный. Что такое «ирландская гармонь» и чем она отличается от остальных гармоней?
Это двухрядный диатонический бисонорный (одноходовый) кнопочный аккордеон. Тональность — B/C или (реже) C#/D. Близкий родственник мелодеона — инструмента, распространённого по Европе от Испании до Украины. Основное отличие от собрата — строй: в континентальных гармонях (мелодеонах) интервал между рядами — квинта (или кварта, смотря с какой стороны посмотреть), а в ирландской — малая секунда. Главный плюс такого строя: две диатонических гаммы с интервалом в полтона дают на вроде бы диатоническом инструменте полный хроматический звукоряд. Главный минус: все ноты кроме двух (ми и ля на B/C) есть строго в одном направлении мехов — либо на вдох, либо на выдох. Поэтому, во-первых, направление приходится постоянно менять (у бывших баянистов едет крыша), а во-вторых — правой рукой нельзя брать почти никакие аккорды: нужные ноты звучат на разном направлении мехов.
Набор басов под левой руке варьируется на разных аккордеонах, но их в любом случае мало, поэтому обычно у аккордов заглушена третья ступень — оставшаяся квинта уместна и где нужен мажорный аккорд, и где минорный.
Если вы не поняли что тут написано — не пугайтесь: многие ирландские музыканты (особенно старшего поколения) тоже не понимают.
Так гармошка или аккордеон?
И так, и эдак.
Баян, гармонь и аккордеон — три разных инструмента и три разных слова в русском языке — по-английски обозначаются одним словом «accordion». Если уточнять — то, соответственно, «chromatic button accordion», «diatonic button accordion» и «piano accordion». То есть, правильный перевод в данном случае — «гармонь». Однако, по-английски этот инструмент так часто называют «button accordion», что бороться с переводом «кнопочный аккордеон» глупо и бессмысленно. С уверенностью можно сказать одно: это не баян! Перестаньте вы её уже все так называть, а? :-)
И на ней играют кельтскую музыку, да?
Нет, на ней не играют «кельтскую» музыку, потому что (как ни странно) никакой кельтской музыки не существует. Но существует ирландская народная музыка — она прекрасна, и для неё этот инструмент как раз впору! Если ещё не слышали —слушайте, не пожалеете.
Но всё равно, это ведь очень старинный инструмент с многовековой историей?
Нет, ни в коем разе. Считать хоть какую разновидность аккордеона/гармони/концертины «старинным» инструментом — ошибка.
Аккордеон — инструмент сложный: чтобы его сделать, нужны стальные «язычки», рычажки, пружины, клапаны, какой-то материал на кнопки и меха. Если барахлит хоть один клапан — играть нельзя. Если вылетела хоть одна пружина — тоже вряд ли. Для сравнения: ирландская флейта — это полая деревянная палка о семи дырках, не более. Примерно поэтому флейты существуют столько, сколько существует человечество, а аккордеон был изобретён в Германии в 1820х годах, и первые полвека своей истории играл плохо и стоил неприлично больших денег.
В Ирландии первые гармони появились в начале XX века. Это были однорядные мелодеоны — десять кнопок, два баса, на каждую кнопку четыре язычка трёх регистрах (отсюда характерный «скрипучий» звук) — и в хороших руках они порой давали очень бодрую музыкe:
http://www.youtube.com/watch?v=MrHOVnFLOV4&feature=player_detailpage#t=164s
Этот инструмент, например, попал на одни из самых ранних аудиозаписей ирландской музыки — записи аккордеониста Джона Дж. Киммеля, 78-оборотные граммофонные пластинки, изданные в 1908-1919 годах. Сейчас копирайт на них истёк и они доступны для прослушивания всем желающим.
Двухрядные гармони попали на остров в 30х годах, а после войны, в 50х, практически вытеснили однорядки. К концу 50х ирландская гармонь приняла современный вид — два ряда того же строя что мелодеон в тональностях B/C или C#/D под правой рукой, восемь басов под левой. Примерно тогда же зародился и современный стиль игры — вместо характерного для однорядок стакаттного тяни-толкайного ритма игра стала более плавной, богато орнаментированной и технически вычурной.
Ирландская гармонь — молодой инструмент, но ирландская народная музыка — это не застывшее в камне творение,
а живая развивающаяся традиция, и поэтому она тоже всегда молода. Она легко ассимилировала аккордеон,заодно с тогда же попавшими в неё американским банджо, греческим бузуки и всеевропейской гитарой — настолько хорошо ассимилировала, что сейчас и не приходит в голову, что когда-то аккордеона в ней могло не быть.
Fun fact: самым коммерчески успешным CD за историю ирландской музыки является диск «Sharon Shannon» 1991 года издания — сольный альбом американской ирландской аккордеонистки Шерон Шеннон.
А зачем вообще нужна эта ваша гармошка? Я вот детстве в музыкальной школе на баяне учился — я на нём и буду ирландскую музыку играть. Ведь можно же?
Можно конечно, кто ж вам запретит. Можно и на баяне, и на клавишном аккордеоне — да хоть на саксофоне, и тоже хорошо выйдет, если умеючи:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Больше того: есть среди ирландских музыкантов и такие, которые на клавишных аккордеонах жгут покруче многих гармонистов с двухрядками:
Но у вас так не получится, скорее всего. Чтобы суметь перенести на инструмент некий музыкальный стиль, нужно в первую очередь владеть стилем, а уж потом инструментом. Ирландский рил или джига — это гораздо больше, чем тридцать два такта несложных нот на нотном стане, их стилистические черты тонки и неочевидны для новичка; научиться эти черты понимать и воспроизводить — долгая и непростая работа.
Тем временем: на ирландской гармони, как я уже писал выше, каждая нота играется либо на сжим мехов, либо на разжим, поэтому меха приходится дёргать туда-сюда каждые две-три ноты, а иной раз и просто каждую. Очень неудобно, да? Но — по счастливой случайности — именно такое движение мехами даёт характерный «кач» ирландской музыки! Тот самый, которому так долго, так трудно и не всегда успешно учатся скрипачи, флейтисты и волынщики. Этот кач можно корректировать, можно дополнять, можно заострять и сглаживать — но он есть, причём появляется сам собой.
Гармонь всё сделает за вас, если вы сумеете с ней справиться.
А можно на этой гармони вместо ирландской музыки играть что-нибудь другое? Русскую народную музыку или, скажем, танго?
Опять же — если умеючи, то можно хоть аргентинское танго:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
хоть французские вальсы:
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Однако, аргентинское танго гораздо проще и естественнее играть на бандонеоне, французские вальсы — на мелодеоне, а русскую народную музыку — на русской гармошке. Каждый из этих инструментов существует не зря, он хорошо подходит к своему стилю и плохо к чужим. Это как шинковать капусту картофелечисткой — можно, но зачем?
Она сложная? У меня нет ни слуха, ни таланта, ни музыкального образования — я сумею научиться?
Задумайтесь вот о чём: на ней играют народную музыку. То есть ту, что игралась — и до сих пор играется — в первую очередь обычными людьми для собственного развлечения. Ирландец начала ХХ века много работал, мало ел, не всегда умел читать и уж точно не ходил в музыкальную школу — но если хотел музыки, то брал инструмент и учился на нём играть. И научался, и играл. Не, ну а чего такого?
Да, вы научитесь, если будете учиться. Образования не надо, талант необязателен, слуха тем более не требуется — гармонь сама даёт нужные ноты, успевай только на клавиши нажимать. Сложно — не особенно, уж не сложнее скрипки или волынки. И всегда помните: вам повезло жить в такое время, когда еды больше, работы меньше, а аудиозаписи, интернет и дальние путешествия практически общедоступны. Вам намного проще, чем тому ирландцу, а радости от игры — столько же.
Кстати. Немузыканты не в курсе обычно, но: играть музыку — это трудноописуемый и ни с чем не сравнимый кайф. :-)
Хочу! Как выбрать, где купить?
Про это у нас есть отдельная статья, почитайте. А если вкратце, то — в России (в Белоруссии, на Украине) ирландские гармошки не производятся и, соответственно, не продаются; купить их можно в интернете, у продавцов из Ирландии, Великобритании, США. Цена — ну, от $500 за отремонтированный старый Hohner до $5000 за топовый Castagnari или Saltarelle. Но если вы правда решили завести себе «коробку с кнопками», то рекомендую сначала сделать вот что:
- Убедитесь, что вы правда хотите играть именно на ней. Ирландская гармонь специфична для ирландской традиционной музыки — вы уверены, что влюблены в неё достаточно сильно?
- Осознайте, что сколько бы ни стоил инструмент, времени вы всё равно потратите больше чем денег. Чем больше занимаешься — тем лучше играешь, а кому не хочется играть хорошо?
- Если вы не играли раньше на других инструментах (песни Цоя под гитару не в счёт) — то, прежде чем тратиться на дорогой инструмент, попробуйте месяц-два поучиться играть, скажем, на пенни-вистле — на нём и первые шаги проще, и стоит он раз эдак в сто дешевле (серьёзно, от $7), и продаётся он у нас много где. Если за пару месяцев не надоест, то можно и за гармошку браться.
- Перед тем как покупать — прочитайте внимательно статью, и если не лень — напишите на форум, может посоветуем чего?
И знайте: играть ирландскую музыку на гармошке — это очень, очень здорово. На момент написания этого текста, я учусь уже третий год, и не жалел потраченного времени ни минуты. Попробуйте, вы тоже не пожалеете :-)
Статья предоставлена нашим другом, музыкантом и администратором сайта http://www.buttonbox.ru/ Артёмом Куликовым.
Комментарии: