Продолжение статьи о флейте в Ирландии из «Справочника по ирландской народной музыке» («The Companion to the Irish Traditional Music»).
Лейтримский стиль
Этот стиль в первую очередь связывается с игрой флейтиста Джона МакКенны (John McKenna) из Аригны, неподалеку от Друмшамбо, который много записывался в первой половине 20го века. То, насколько записи Джона МакКенны ценились, хорошо иллюстрирует высказывание его земляка Томми Гилмартина: «В его родных местах, какая бы ни была цена, даже если приходилось продать последнюю корову, в первую очередь покупали какую-то из его записей… и никакая работа не начиналась до тех пор, пока его не послушают». (Desi Wilkinson)
МакКенна учил мелодии у местных флейтистов, и, поскольку он был практически современником скрипача Майкла Колмана, сохранившийся лейтримский стиль игры, вероятно, старше, чем нынешний популярный стиль Слайго. Лейтримский стиль несет черты старой игровой эстетики, которая когда-то, видимо, преобладала по всему региону Слайго/Лейтрим. Исследования Гарри Брэдшо (Harry Bradshaw) (1988) показывают, что в начале 20го века, в то время, когда в Слайго скрипка стала выходить на первый план, в Лейтриме все еще доминировала флейта. Когда местные варианты мелодий, сыгранные в характерном маккенновском ярком стиле, начали попадать назад в Лейтрим на пластинках, их приятие и популярность свидетельствовали о том, что статус инструмента в графстве остался таким же и даже повысился. МакКенна был и, в значительной степени, остается точкой отсчета лейтримской музыкальной идентичности.
Стиль Джона МакКенны
Его стиль был энергичным, открытым, с сильной дыхательной пульсацией, с очень малым количеством роллов. Вариации не такие выраженные, как в том, что сейчас считается стилем Слайго; в игре присутствовуют легкое удлинение нот, короткая фразировка и менее орнаментированное, легато rolling. Это наводит на мысли о более примитивных качествах флейты как инструмента для сопровождения танцев по сравнению с протяженным звуком скрипки или волынки. Большая часть флейтистов северного Лейтрима, такие как Паки Дуйгнан (Packie Duignan) и Мик Вудс (Mick Woods), считали, что больше всего на них повлиял именно МакКенна.
Лейтримские флейтисты «толкают» ноты диафрагмой и артикулируют их кончиком языка. В 70х и Дуйгнан и Вудс сделали записи, таким образом закрепив и продолжив лейтримский стиль. Еще один местный флейтист — Джон Блессинг (John Blessing), играл в стиле, про который Майкл МакНамара (Michael McNamara) говорит, что «на него не повлияли никакие записи» . Он описывает его артикуляцию так: «ноты как будто брались самым кончиком языка» (taken out with the nick of the tongue). Переходя к описанию того, как играл отец флейтиста, он говорил: «он мог лихо задуть под пальцы и язык» (he could give a great furl o’ wind to it, tongue and fingers) (1988). Джон Блессинг неофициально учился музыке у своего отца, а официально – у руководителя оркестра, благодаря последнему он использовал в своей игре ноты 3й октавы [которые народные музыканты практически не используют]. Он, как и Майкл МакНамара, играет напряженно и энергично; в конце фразы оба артикулируют каждую ноту языком и еще больше выделяют ноты в конце мелодии – такие приемы характерны для игры на файфе. МакНамара описывает это так: «Мы фразировали коротко и выделяли разыгрываемые ноты (emphasized the rolling)» (1990). Южнолейтримский стиль игры, по его словам, происходит от стиля Джона Блессинга.
Стиль Слайго
Современный стиль Слайго появился в результате влияния скрипичных записей, которые отсылали на родину из Америки скрипачи-эмигранты в первой половине 20го века. Это была уверенная музыка уверенных в будущем людей, отражающая тогдашнее положение дел в Америке, и ее слушали и учили современные музыканты старшего поколения.
Техника
Мелодии в стиле Слайго играются с большим количеством роллов (heavily rolled), темп игры быстрый, а вариации достигаются небольшим изменением мелодии. Артикуляция производится как пальцами, так и языком, но последний способ выражен гораздо менее, чем в лейтримском стиле. Начало каждой фразы обычно сопровождает толчок диафрагмой, а большая часть орнаментации выполняется пальцами. Фразы богато украшены, а звук гладкий и ровный. Эти основные черты лучше всего демонстрируют записи большого количества исполнителей, таких как: Роджер Шерлок (Roger Sherlock), Мэтт Моллой (Matt Molloy), Питер Волш (Peter Walsh), Гарри МакГован (Harry McGowan), Джози МакДермотт (Josie McDermott), Пег Нидэм (Peg Needham), Джеймс Мюррей (James Murray), Шеймус Тэнзи (Seamus Tansey), Питер Хоран (Peter Horan), Пэтси Хэнли (Patsy Hanly), Джим Доноху (Jim Donoghue), Кэтрин МакИвой (Catherine McEvoy), Берни Флахерти (Bernie Flaherty) и многих других. Само собой, каждый исполнитель имеет свои индивидуальные черты: Шэймус Тэнзи, например, играет очень украшенно и напряженно, с большой дыхательной динамикой и пульсацией, но, тем не менее, общее «легатное» ощущение, свойственное современному стилю Слайго, сохраняется, как и обилие нисходящих роллов и триолей.
послушать Шеймуса Тэнзи
Репутация
Сверхпопулярный образ Майкла Колмана, несомненно, сформировался благодаря его записям, которые слушали по всей стране, однако музыкальный статус региона Слайго во многом поднялся очень высоко благодаря созданию Coleman Country Ceili Band, радиопередачам, посвященным творчеству Колмана, а так же основанию фестиваля Coleman Country. Но, поскольку многие знаковые музыканты фолк-возрождения 60-70х были флейтистами, по иронии судьбы основное внимание в регионе стало переходить от скрипки к флейте, с которой и ассоциируется сейчас Слайго больше всего. В те годы, как и, несомненно, сейчас, в регионе было гораздо больше флейтистов, чем других музыкантов; нынешний статус инструмента и исполнителей на нем пошел в гору в основном, благодаря известным мастерам, таким, как Моллой и Тэнзи. Несмотря на это, низкий статус флейты имеет место, особенно среди музыкантов старшего поколения. Возможно, помня о высокой популярности скрипки в регионе во времена Колмана, Питер Хоран, например, который играет и на скрипке и на флейте, считает, что скрипка все же «выше» флейты.
(Desi Wilkinson)
[Северный стиль
Северные флейтисты играют с ярко выраженной ритмичной дыхательной пульсацией, мощной подачей и относительно малым количеством роллов. Распространение флейты на севере Ирландии также обязано флейтовым маршевым оркестрам, как и техника, которая вероятнее всего, восходит к технике игры на файфе.
Об этом стиле и о северных исполнителях, а так же о флейте в Ирландии в общем можно узнать из передачи ирландского телевидения]:
Производители
Инструмент, теперь повсеместно известный под названием «ирландская флейта», был впервые назван так в 1990г. в книге «The Irish Flute Player’s Handbook». До 1970х ирландские флейтисты играли на оригинальных флейтах простой системы, сделанных в 19м веке, которые, несмотря на то, что в оркестрах их заменила флейта Бёма, продолжали выпускаться, в основном для любительской игры, до первых десятилетий 20го века. Повышение спроса на такие инструменты, благодаря фолк-возрождению 60х, вдохновило мастеров, поначалу изготовителей ирландских волынок, на производство бесклапанных копий флейт 19го века.
К концу 1970х появились несколько мастеров, специализировавшихся на изготовлении собственно флейт. В 1980х спрос на флейты многократно возрос. Повышение спроса вызвало появление большого количества производителей, и не только в Ирландии, но и в любой стране, где было достаточное количество музыкантов, играющих ирландскую народную музыку, например в США, Великобритании и Бретани. Приведенный ниже список далеко не полон, появляются новые мастера, но в нем приведены действующие профессиональные изготовители, которые фокусируются на производстве именно флейт, и которые хорошо зарекомендовали себя таковыми у весьма требовательного контингента – музыкантов-флейтистов.
[сайты каждого мастера легко найти в интернете]
Thomas Aebi, Phil Bleazey, Michel Bonamy, Casey Burns, Forbes Christie (Windward Flutes), Copley & Boegli, Jon Cornia (Cochran Flutes), Eamonn Cotter, Michael Cronnolly, Arie De Keyser, Martin Doyle, Rob Forbes, John Gallagher, Seth Gallagher, Alan Ginsberg, Michael Grinter, Hammy Hamilton, Skip Healy, Marcus Hernon, Hervieux et Glet, Hevia, Parrado y Aragon, Holmes-McNaughton, Louis Jourdan (La Flute en Chantier), Eugene Lambe, Glen Le Bot, Yvon Le Coant, Gilles Lehart, Geert Lejeune, Solen Lesouef, Terry McGee, Stephane Morvan, Sam Murray, Peter Noy, David O’Brien, Patrick Olwell, George Ormiston, Desi Seery, Ralph Sweet, Chris Wilkes, Paul Windridge, Pete Worrell.
(Hammy Hamilton)
Статус флейты
Достаточно точно известно, что и поперечные, и продольные флейты использовались в сельской местности Ирландии довольно давно. Как бы то ни было, эти инструменты не фигурируют в каких-либо источниках, описывающих музыкантов-странников (tinkers), профессиональных исполнителей, за последние 2х века. Скорее всего, это свидетельствует о том, что статус флейт был попросту низок; возможно, потому, что инструмент был обычен, и на нем играло большое количество людей. Логично предположить, что в относительно бедном регионе, но с богатой культурой, например таком, как западная Ирландия перед Большим Голодом, такой простой в устройстве и изготовлении инструмент, как дудочка из бузины, мог встречаться повсеместно. Фрэнсис О’Нил (Francis O’Neill) пишет о 2й половине 19го века: «Только прирожденный музыкант, либо тот, кто не имел иного выхода для своего музыкального инстинкта, мог начать учиться играть на флейте. Хромой или слепой, вынужденный практиковать музыку как профессию, неизменно выбрал бы ирландскую волынку или скрипку, как наиболее подходящий инструмент для воздействия на людские чувства». Он добавляет, что флейтисты «редко шли странствовать», и что только «исключительное мастерство могло привлечь к ним внимание». Флейтисты имели низкий статус внутри профессии, которая сама имела низкий статус.
Флейты из борщевика (fuarawn)
Статус флейты в наше время в регионе весьма высок. Чтобы понять низкий статус инструмента в прошлом, стоит изучить некоторые более примитивные виды флейт, которые бытовали в Ирландии. И Джози МакДермотт и Джон Блессинг вспоминали о флейтах, сделанных из бузины и фуарона (борщевика – стволы которого несколько напоминают бамбук). Как рассказывали флейтисты, изготовление подобных флейт было непростым занятием: «Никогда не знаешь, выйдет или нет». Их делали взрослые и давали детям как игрушки, — для того, чтобы те сделали самые первые шаги в музыке. Обоим флейтистам в молодости были известны и поперечная флейта, и тин-висл Кларк С. МакДермотт описывает изготовление флейты из фуарона и то, как и где на ней играли:
«Была такая штука с белыми цветами, которая растет на полях… она вырастала до 3х-4х футов высотой, на ней были колена. Если отрезать одно из колен, можно было сделать неплохой висл из него. Отрезаешь стебель ниже колена, а другой конец оставляешь открытым, проделываешь шесть дырок и еще одну для дутья. Иногда, если хорошо вымочишь колено, и если сделаешь дырку на правильном расстоянии от него… могло выйти хорошо. Обычно длинных дудок не получалось, я их делал размером со старый файф, примерно в В (Си), или около того, могло выйти чуть ниже или чуть выше… они получались фальшивыми, редко когда играли чисто. В них дули как в файф или флейту. Это был фуарон. Тогда в каждом приходе был файф-энд-драм бэнд, и с ним обязательно был учитель, который учил играть. Все парни ходили, кто-то ничему не научился, однако многие умели неплохо играть. Когда в поле собирался народ, там почти всегда находился флейтист, который мог что-то сыграть. Поэтому, если встречался подходящий фуарон, из него делалась вот такая флейта».
(Desi Wilkinson)
Флейты местного происхождения?
В живой памяти флейты из бузины и фуарона иногда делались по образцу новомодных тин-вислов Кларк С и маленьких флейт в В и Bb. Нельзя отрицать вероятность того, что эти типы примитивных флейт из местных материалов использовались для исполнения танцевальной музыки; этот факт особенно важен в контексте развития местной флейтовой эстетики в Слайго, Роскоммоне и Лейтриме. О’Нил пишет: «Ни один инструмент не использовался так широко ирландским крестьянством, как флейта. От простого пенни-висла до составной флейты с клапанами, — инструмент был заслуженно популярен, поскольку, в отличие от скрипки и волынки, не требовал никаких трат, кроме стоимости при покупке».
Флейты из бузины
Такие флейты делались путем удаления мягкой сердцевины из ветки бузины подходящей длины с помощью, например, вязальной спицы. В результате получалась тонкая флейта примерно 25 см длиной. Отверстия располагались по образцу тин-висла, и, будучи вымочена в воде достаточное время, флейта могла давать приятный бархатистый и reedy звук. Именно такой тембр предпочитал вислер Джим Донаху (Jim Donoghue). Так же имеет отношение к истории флейт из бузины распространенная местная практика вымачивания деревянных поперечных флейт в воде. Несмотря на то, что это портит дерево, все же в процессе вымачивания закрываются различные микротрещины и щели, и флейту становится «легче продуть» (easy to fill). Это традиционная практика, с помощью которой инструмент поддерживается в игровом состоянии. Кроме этого, флейтисты раннего периода фолк-возрождения избегали использования клапанов; даже само их наличие считалось излишним, и чаще всего клапана снимали и заклеивали отверстия скотчем – считалось эстетичным иметь простой, бесклапанный инструмент, напоминающий флейту из бузины. Только в конце 70х произошел своеобразный технический ренессанс, и вскоре стало престижным иметь флейту со всеми клапанами и использовать их. Это похоже на переход к игре с мостиком и подбородником у скрипачей.
(Desi Wilkinson)
Появившись в 18м веке у военных, такие оркестры стали очень популярны у политических организаций по всей Ирландии второй половины 19го века. Будучи редки на юге, где эти оркестры, в основном, участвуют в соревнованиях (Comhaltas Ceoltoiri Eireann проводит такие соревнования), они наиболее популярны у протестантских обществ в Северной Ирландии. Существует две основных разновидности:
1.»First Flute» Bands
Такие оркестры используют маленькие Bb-флейты простой системы с коническим каналом, с одним или более клапанами, сопровождаемые малым и бас- барабанами. По характеру музыки они подразделяются на:
а) «мелодические» флейтовые оркестры, с доминированием флейт, простых аранжировок, барабанами на втором плане и ориентацией на соревнования;
б) «Кровь и Грохот/Вздуем Папу» (Blood and Thunder/Kick the Pope) оркестры, с более решительной подачей, большим акцентом на барабаны и более политическим репертуаром.
Такие группы происходят от «First Flute»-оркестров, считаются более респектабельными, используют более широкий диапазон флейт (обычно флейты Бёма от первой флейты в Bb, до баса Bb), играют сложно аранжированные композиции. Их репертуар часто включает классические произведения и требует большего исполнительского мастерства. Флейтовые оркестры важны в контексте истории флейты, так как, вероятнее всего, именно через них флейта пришла в народную музыку.
(Gary Hastings)
перевод и верстка Илья «Викинг» Никифоров
Комментарии: