Ирландская флейта, ч.1

Предлагаю вниманию интересующихся хорошую обзорную статью об ирландской флейте. Статья является переводом статьи Irish Flute из толстого (832 стр.) Справочника по Ирландской Музыке — The Companion to Irish Traditional Music, замечательно интересной книги, которую я всем рекомендую. Стараниями Артема «Брекваса» Куликова она целиком, в PDF’e, лежит на сайте www.buttonbox.ru. Статья эта, на самом деле, является компиляцией нескольких статей, написанных известными ирландскими флейтистами и изготовителями флейт — Хэмми Хэмилтоном, Дэзи Вилкинсоном и Гари Хэйстингсом.
[В квадратных скобках даю дополнения, которые счел нужным сделать.]

Викинг

   

Ирландская Флейта

Слово «флейта» (flute) в контексте ирландской народной музыки обозначает деревянную поперечную флейту простой системы, т.е. с открытыми игровыми отверстиями, с хроматическими клапанами или без них. Подобные флейты в прошлом были стандартным оркестровым инструментом, но со временем вышли из употребления.
В широком смысле «флейта» – это любой аэрофон, в который воздух вдувается ртом.
Интерес к флейте и к развитию исполнительского искусства на ней в Ирландии, скорее всего, возник благодаря маршевым оркестрам, в которых применялась маленькая флейта in Bb (файф). Эти оркестры в 19м веке использовались политическими и социальными движениями, такими как, например Land League (Земельная Лига) и политические движения Ольстера. Благодаря тому, что эти движения действовали наиболее активно в определенных регионах (Земельная Лига в северном Коннахте, «оранжевые» и «зеленые» религиозные движения на северо-востоке Ольстера), флейта стала наиболее популярна именно в этих регионах, где сложились стили игры, характерные именно для этих мест.

История

 

Флейта, в своем развитии в контексте европейской музыкальной традиции, претерпела 2 наиболее существенных изменения. До конца 17го века флейта представляла собой простую деревянную трубку с 6ю отверстиями, без клапанов, и с цилиндрическим каналом. Такая флейта известна как ренессансная (или траверс).

В конце 17го века группа музыкантов и изготовителей духовых инструментов, многие из которых происходили их семьи Оттетер, близкой ко французскому двору, начали работу по усовершенствованию нескольких видов духовых инструментов – таких как флейта, блокфлейта и гобой. Усовершенствованная ими флейта отличалась от ренессансного инструмента несколькими существенными характеристиками: она состояла уже из трех, (а позже и четырех), а не из одной-двух частей, канал стал коническим, сужающимся от цилиндрической головки к концу инструмента. Также был добавлен один клапан на нижнем колене – он позволял брать первый полутон гаммы. Эти усовершенствования придали флейте лучшие качества: более громкий, устойчивый и ясный тембр, лучший строй, а с помощью клапана и ряда «вилок» она превращалась в полностью хроматический инструмент. Такой тип флейты, известный под названием «барочная флейта», широко использовался до конца 18го века.

 

Флейты с клапанами

В конце 18го века мастера начали добавлять клапана для других полутонов, которые раньше приходилось брать «вилками»; и, в первом десятилетии 19го века появилась флейта с клапанами для всех полутонов и 2мя дополнительными, расширявшими диапазон вниз до С (До). Такая флейта вскоре стала стандартной для классической музыки.

Она широко применялась практически весь 19й век, но к его концу была вытеснена другим инструментом, который появился в результате 2го коренного изменения конструкции. Революцию в устройстве инструмента произвел немецкий флейтист и изготовитель Теобальд Бём. Его флейта, появившаяся в 1847г. была сконструирована в соответствии с акустическими принципами. Бём сделал канал головки коническим, а канал тела – цилиндрическим. Отверстия Бём увеличил и расположил их в акустически правильных местах. Поскольку отверстия стали слишком большими и их уже было невозможно закрыть пальцами, он разработал специальную систему клапанов. Такая флейта, с небольшими усовершенствованиями, является сейчас стандартной для всех видов музыки, от классической до джаза и поп-музыки.

Традиционные музыканты, однако, всегда предпочитали старую деревянную флейту простой системы в ее различных формах, и нигде это не выражено так явно, как в Ирландии. Ирландские музыканты всегда отдавали предпочтение флейте с 8ю клапанами и, позже, ее собственно ирландским разновидностям.

 

[Больше об истории флейты можно узнать на замечательном сайте http://www.oldflutes.com/ (на англ.яз.)]

 

 

 

Виды флейт

Флейты делятся на 2 четкие группы – флейты «добёмовской» эпохи и современные флейты простой системы.

Добёмовские флейты:

Эти флейты можно разделить на группы в зависимости от страны производства:

Германия
В Германии флейты низкого или среднего качества, как правило, производились фабричным способом безымянными изготовителями. Немецкие флейты производились с последней четверти 19го века до 1940гг. Каких либо заметных мастеров среди немецких изготовителей нет; их инструменты, как правило, не несут клейма изготовителя.

 

 

Англия
Английские мастера имеют гораздо лучшую репутацию у ирландских музыкантов. Примерно с 1820г. они начали производить флейты, которые, благодаря особенностям устройства – сочетания больших игровых отверстий и относительно широкого канала, обладали «большим» (громким, насыщенным) звуком, ясным и reedy тембром. Наиболее известной английской фирмой, производившей флейты, является лондонская Rudall & Rose, которая действовала с 1820 до 1955 года, в котором была выкуплена фирмой Boosey & Hawkes. В этот же период в Лондоне существовали и другие производители высококачественных флейт, но все они оказались в тени Rudall & Rose.

Английские флейты середины 19в.

 

[Франция
Флейты производились и в других странах, в частности, во Франции выпускались инструменты с небольшими игровыми отверстиями и узким каналом, которые давали «сладкий», «нежный» звук, далекий от предпочтений ирландских музыкантов.

 

В Австро-Венгрии и Италии выпускали флейты, сочетавшие в себе качества немецких и французских флейт, со своими особенностями; эти флейты в ирландской музыке широкого применения, как и французские, не нашли.

 

США
В Соединенных Штатах работали изготовители, переселившиеся из разных европейских стран, однако наибольшее влияние имели английские мастера, благодаря которым некоторые старые американские флейты до сих пор служат образцом для изготовления современных ирландских флейт.]

Firth, Pond & Co. (New York, c.1850s)

 

С точки зрения традиционного музыканта, флейты того периода, даже самые лучшие, имеют некоторые серьезные недостатки. Поскольку стандартный строй в Англии 19го века был высоким – А = 455, то флейты, соответственно, делались под этот стандарт, и попытка играть на такой флейте в современном строю А=440, как правило, не приводит к хорошему результату. Как бы то ни было, в отношении тембра эти флейты непревзойденны. Некоторые из недостатков строя были преодолены в английских флейтах более позднего периода. Такие флейты известны как «Pratten perfected» — улучшенные Праттеном (по имени ведущего флейтиста того времени Роберта Сидни Праттена (Robert Sidney Pratten), который вложил средства в усовершенствование инструмента). Флейты Праттена имеют еще большие игровые отверстия и более широкий канал; по строю они с ближе к современному стандарту и обладают еще более «широким» и открытым тембром.

 

 

Современные флейты простой системы

Поскольку тип флейт, описанный выше, не производится уже более века, с некоторых пор для ирландских музыкантов достать хорошую флейту стало очень непростой задачей. Из-за недостатка инструментов в конце 1970х некоторые мастера начали производить копии старых флейт, а в 1980х новые флейты стали так же популярны, как и самые лучшие старинные. Способы производства развивались, и, в 1990х большая часть исполнителей уже использовала новые инструменты. [Со временем мастерами был накоплен большой опыт, как в изучении старинных флейт, так и в производстве новых. Благодаря наличию гораздо более точных и совершенных приборов и инструментов появилась возможность производить флейты, превосходящие по качеству даже самые лучшие образцы 19го века, которые делались, что важно отметить, для исполнения классической музыки и игры в 3х октавах, из-за чего на флейтах простой системы приходилось идти на некоторые компромиссы в устройстве. В наше время многие мастера занимаются изготовлением именно ирландских флейт, которые предназначены для исполнения ирландской музыки и не нуждаются в тех особенностях, которые были необходимы для музыки классической. Немаловажную роль в процессе накопления опыта и усовершенствовании инструментов сыграл Интернет как средство быстрого обмена опытом между мастерами, а также как средство взаимодействия мастеров и музыкантов.]

Сверху Firth, Pond & Co 6-key,
внизу её бесклапанная копия by Terry McGee

В начале деятельности мастера изготавливали копии старинных восьмиклапанных флейт. Сначала эти копии делались без клапанов и обладали теми же возможностями для игры ирландской музыки, что и тин-висл, но вскоре стали появляться и инструменты с клапанами. Для ирландской традиции такие флейты стали стандартом. Многие мастера сейчас производят флейты с любым нужным количеством клапанов – от 0 до 9ти.
Ирландские флейты в наше время производят не только в Ирландии, где первые современные мастеровые флейты появились в 1977, но и в Англии, Америке, Франции (в особенности в северо-западной провинции Бретань, где растущая популярность флейты в бретонской народной музыке вызвала немалый спрос на инструменты), а также в других странах. Расширяющийся рынок традиционных музыкальных инструментов также привел к появлению дешевых некачественных фабричных инструментов, производящихся в азиатских странах. Практически все они не представляют музыкальной ценности и малоиграбельны.

 

Флейта в ирландской музыке

Ирландский флейтист, танцующий джигу, 1832.

Поперечная флейта в ирландской музыкальной традиции – инструмент достаточно новый и привнесенный состороны. При раскопках в Дублине, Корке и Вотерфорде были найдены фрагменты флейт и вислов, датирующиеся 11 веком, зафиксировано изготовление дудочек из платана детьми в гр. Антрим, однако традиции изготовления и игры на поперечной флейте в Ирландии не существовало до 18го века, когда она начала появляться у состоятельных любителей музыки. В 18м веке и большей части 19го в Европе флейта была очень популярным инструментом; на континенте и в Лондоне их было произведено огромное количество. Несмотря на свидетельства конца 18го века, говорящие о том, что флейта уже тогда иногда использовалась в народной музыке, как народный инструмент она получила распространение в 19м, и только в конце 19го века стала обычным явлением. Профессиональными музыкантами для сопровождения танцев флейта использовалась редко, если вообще использовалась.

 

 

 

Стоимость


Изначально стоимость завозимых в страну инструментов была высока, позволить их себе могли только состоятельные любители, но в 19м веке с течением времени ситуация постепенно изменилась. Во первых, существенный подъем экономики в середине века позволил большему количеству людей приобретать инструменты, во вторых, в то же самое время инструменты многих видов, в том числе и флейты, начали производиться массово, что сделало их еще более доступными.

 

 

Регионы
Один из важных моментов в истории флейты в Ирландии — это то, что она сильно привязана к определенным регионам страны. Несмотря на то, что на ней играли и играют во всех графствах, наиболее распространена и популярна она в графствах северного Коннахта – Слайго, Лейтрим, Роскоммон, [а так же на севере, в часности Белфасте], южной Фермане, восточном Голвее, Клэр и западном Лимерике. Присутствуя в музыкальной традиции на протяжении более 200 лет, флейта, тем не менее, не достигла такого статуса и популярности, как волынка или скрипка — на это указывает сравнительно небольшое количество ранних записей на флейте.

Флейтовые регионы Ирландии

Популярность


Как бы то ни было, с начала фолк-возрождения в1950х и особенно в 1980 произошел значительный подъем популярности флейты, и сейчас это обычный инструмент для всех регионов. Этот подъем интереса частично объясняется эффектом, произведенным записями таких виртуозов, как Мэтт Моллой, Шеймус Тэнзи (Seamus Tansey) и других музыкантов. Но основной фактор, это, несомненно, рост производства флейт в Ирландии и то совершенство, которого достигли мастера в изготовлении инструментов.

(Hammy Hamilton)

 

продолжение 

перевод и верстка Илья «Викинг»  Никифоров

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress