Особенности игры на гитаре в ирландской традиционной музыке

Мне хотелось бы покумекать о том, что такое ирландская традиционная музыка (ITM), и как её правильно исполнять на гитаре. Интернет забит музыкальными записями, на типографиях штампуются учебники для желающих научиться играть эту чудесную музыку гитаристов. Самое смешное  в том, что гитара никогда не присутствовала в ирландской музыкальной традиции. Этот камерный инструмент, практически до середины ХХ века, (когда научились делать нормальные микрофоны) не мог конкурировать с громогласными волынками, скрипками и вистлами. Музыка игралась, как правило, на кейли-вечеринках, на танцах или ярмарках, где жалкое блеяние гитары никто не смог бы разобрать. Кроме того, традиционная ирландщина, – это музыка для одного солирующего инструмента. Ни о каких аранжировках, контрапунктах и полифонии ещё сто лет назад никто не думал. Поэтому солирующий инструмент должен был звучать громко и ярко, чтобы перекрывать пьяный ор и топот ног. Согласитесь, гитара, особенно до изобретения стальных струн, не могла похвастаться ни громкостью, ни мелодичностью.

Теперь, когда появилась возможность подзвучки, гитара переживает настоящий ренессанс. Наконец-то она начинает занимать достойное место (хотя все ещё со скрипом) на ирландском сейшене, в записях традиционной музыки и в айриш-бэндах. Действительно, чем она хуже пришедшего, ещё в позапрошлом веке, аккордеона или такого «исконно ирландского» инструмента, как банджо? Благодаря героическим стараниям мастеров-подвижников, гитара заявила о себе, как о достойном внимания инструменте, с собственным уникальным голосом и богатыми возможностями. Однако чтобы не скомпрометировать инструмент, будущим поколениям гитаристов нужно знать об ITM и её особенностях как можно больше и не вестись на псевдо-кельтские записи, пусть даже приятные на слух и хорошо сработанные. Недаром лучшие мастера ирландской гитары постоянно твердят о необходимости снимать мелодии со старых записей и традиционных инструментов, особенно волынки и скрипки.

И прежде чем пускаться во все тяжкие, нелишним будет знать то, что составляет традиционную музыку, её характерные особенности и историю. Я попробую вычленить нечто общее из всего богатейшего наследия и попытаюсь суммировать наши представления об ITM. Понеслась!

Наверное, нужно сразу заикнуться о том, что никто не сможет дать точного определения для подвижного и постоянно меняющегося явления. К счастью, ITM пока ещё не музейный экспонат, а огромный пласт живой, и, может быть,  живее, чем когда либо, музыкальной культуры. Сегодня музыку, родом с изумрудного острова, можно услышать даже в глухой корейской провинции, а если поставить всех желающих её играть в один ряд, они обнимут всю Ирландию по периметру, и не один раз. Поэтому нужно смириться с долей условности, присущей любому обобщению. Рискну назвать несколько характеристик, с которыми тяжело поспорить:

1) Ирландская традиционная музыка принадлежит к устной традиции. Это значит, что ноты не записывались, а передавались от музыканта к музыканту, вместе со стилистическими особенностями. То, что дошло до нас из, скажем, 17 века, имеет только сухую нотную строчку, без украшений, особенностей ритма, темпа и динамики.

2) Из предыдущего пункта вытекает то, что мелодии постоянно изменялись, обрастали новыми вариациями, меняли темп и настроение. Остается только представить удивленную физиономию ирландского пастушка, жившего пару сотен лет назад, если бы он услышал сейчас свою мелодию.

3) Большинство дошедших до нас мелодий – из 18-19 и 20 веков. Принимая в расчет историю страны, нельзя не восхититься памятью народа.

4) В Ирландии до 20 века не существовало школ, где учили бы на музыканта. Это объясняется несколькими причинами: во-первых, нужно было землю пахать, а не заниматься глупостями, во-вторых, те немногие музыканты сильно боялись конкуренции, ведь это был для них единственный способ заработать. Любительское музицирование, — это результат индустриализации, нормированного рабочего дня и других благ современного общества.

5) До распространения радио, телевидения и интернета, каждый район в Ирландии имел свой неповторимый стиль игры. Это в некоторой степени сохраняется до сих пор, но, скорее всего, очень ненадолго.

6) Традиционно, ирландская музыка – сольная. Даже пение исполнялось a capella, без участия музыкальных инструментов. Сейчас эта традиция живет – во многих местах можно услышать, как несколько инструментов, играют в унисон, нота за нотой. Такое исполнение поначалу кажется странным и непривычным, но так уж заведено.

7) Инструментальная музыка создана, как правило, для танцев, поэтому имеет четкую структуру и размер. Под каждый танец существует определенный характерный тип мелодий, отличающихся друг от друга музыкальным размером, акцентами и скоростью исполнения.

Чтобы  понять, как должна звучать гитара в ITM, лучше всего послушать уже зарекомендовавших себя и уважаемых гитаристов. Для меня сейчас эталоном является выпущенный в 2006 году сборник «Masters of the Irish Guitar».

 

va_Masters of the Irish Guitar

 

В следующей статье я расскажу о некоторых стилистических особенностях   традиционной музыки Ирландии и о том, как их можно приложить к гитарному исполнению. До скорого!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

1 комментарий к записи “Особенности игры на гитаре в ирландской традиционной музыке”

  1. Sashulkin_87:

    Не совсем ирландская музыка. Но на радио The Hawk в эфире от 20 января 2013 в самом конце было очень интересное соло гитары:)

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress