Скрипка в традиции народов мира
Фиддл (англ. Fiddle) — термин обозначающий скрипку в широком понимании, чаще всего народную, но также и в других стилях, таких как джаз, рок, фанк и фьюжн. Очень редко его используют в обращении к классической скрипке (англ. Violin). Строй часто не отличается от обычной скрипки. Настройка G-D-A-E (соль-ре-ля-ми), но часто используется и пятиструнная скрипка, где прибавляется еще альтовая струна до: Five string fiddle (англ.). А также есть несколько разновидностей скрипок, с различными настройками струн, которые будут упоминаться ниже, например Хардангерфеле, где помимо четырех игровых струн, используются также четыре или пять резонирующих.
Существует множество разных приемов постановки и игры на скрипке в традиционных стилях и стилях на их основе. Очень часто скрипку держут не слева (где обычно располагается подбородник), а примерно посередине, где в данном случае. В этом случае подбородник распологается сразу на подгрифнике, а иногда, как и в барочной традиции — подбородник вовсе отсутствует и скрипку даже держат не прикасаясь головой, немного ниже плеча. Смычок очень часто держат выше обычного положения, что также похоже на положение в барочной музыке. Применяется множество приёмов звукоизвлечения и штрихов, среди них также большое влияние нестандартных, отчасти барочных штрихов. Смело применяется и стаккато и различные варианты легато, а также совсем непривычный в классической музыке приём чопов (англ. Chop), когда на слабую долю играется звук без определённой высоты (резкий и ударный), что создаёт перкуссионный эффект. Также очень часто используется игра двойными нотами (англ. double stops), когда в одном из голосов исполняется мелодия, а второй выполняет функцию бурдона. Техника аккордов и сложных штрихов менее применима в подобной музыке, хотя в некоторых шотландских авторских хорнпайпах применяется техника разложенных аккордов, как их применяли композиторы классики Мендельсон, Паганнини и другие. Но это пожалуй исключение, если речь не идёт о современнных композициях и миксах на основе их.
Скрипичные стили народной музыки
В большей степени, нежели на классической скрипке, игра на скрипке в традиционной манере характеризуется огромным разнообразием этнических или народных традиций, каждая из которых имеет свой собственный характерный звук.
Европа
Великобритания
- Английская народная музыка, включая:
- Стиль региона Нортумбрия и её скрипичная традиция, которой включает «поддержку,» ипровизированную партию, сыгранную вторым скрипачом.
- Шотландская скрипичная традиция (Scottish fiddling), включая:
- Традицию Шетландских островов — скрипичная традиция, которой включает в себя мелодии сказочной традиции «trowie». Мелодии изустно пришедшие из мифологии о маленьком народе. Стиль характеризован «звоном струн» и синкопированными ритмами.
- Традицию Лоулэнд или Скотс, с сильным влиянием барочной скрипичной техники со стаккато и техникой смычка под названием scots snap или ломбардский ритм, вместе с использованием двойных нот (double stops).
- Традицию региона Шотландские границы c репертуаром из хорнпайпов и большим использованием двойных нот.
- Традицию Хайленнд или Шотландского высокогорья, с большим влиянием различных орнаментаций и миксолидийской гаммы, использованной в строе шотландской волынки, а также более гладкой смычковой техники, нежели другие шотландские скрипичные стили и свингованный ритм в размере 6/8 в джигах.
- Традицию Оркнейских островов с более простым использованием смычковой техники и орнаментации, но с мелодиями, но с мелодиями использующими альтерацию.
- Валлийская скрипичная траиция (Welsh Ffidil), недавно возрожденная традиция.
Ирландия
- Ирландская народная музыка, скрипичная традиция которой включает:
- Донегольский стиль с северо-запада провинции Ольстер, с характерными мазурками и влиянием шотландского репертуара, включая танцы Страспей и Хайлэнд флинг. Скртпачи, как правило играют быстро и широко используют стаккато и иногда в игре используют «басовую линию,» когда второй скрипач может играть мелодию октавой ниже.
- Слайго стиль из северной провинции Коннахт, как и в донегольской манере мелодии играются быстро, но с характерной упругой манерой в смычковой технике.
- Голуэй стиль из южной провинции Коннахт, который медленней, чем Слайго или Донегол с более увесистыми акцентами на орнаментации. Кроме того, мелодии иногда играются в тональностях Ми бемоль и Си бемоль, чтобы соответсвовать тональностям различных духовых инструментов.
- Стиль Клэр из северной провинции Манстер, который, как правило, играется немного медленнее, чем Голвэй по темпу, но большой акцент на самой мелодии, а не на орнаментации.
- Стиль Шлив Лухра с юго-запада провинции Манстер, характеризован уникальным репертуаром полек и слайдов, а также использованием двойных нот и бурдонов, а также игра мелодии в две октавы.
Скандинавия
- Шведская скрипичная традиция (включая игру на Låtfiol; смотрите также Spelmanslag и Gammaldans), включая традиции из провинций:
- Йамтлэнд
- Даларна
- Норвежская скрипичная традиция (включая Хардангерфеле; смотрите также Bygdedans и Gammaldans), включая традиции из провинций:
- Рёрус и Нур-Норге, обе используют обычную скрипку.
- Финскоген, используют стандартную скрипку, но с участием некоторых бемолей под влиянием финской народной музыки.
- Восс и Телемарк, обе традиции используют Хардангерфеле.
- Сетесдаль, которая использует как обычную скрипку, так и Хардангерфеле.
- Финская скрипичная традиция, включает региональные стили:
- Каустинен
- Остроботния, огромное влияние шведской музыки
Континентальная Европа
- Австрийская скрипичная традиция
- Французская скрипичная традиция, включающий старую традицию Коррез и возрожденную музыку Бретани
- Венгерская народная музыка
- Итальянская скрипичная традиция
- Клезмер, скрипичная традиция
- Польская скрипичная традиция
- Португальская и скрипичная традиция Азорских островов
- Румынская скрипичная традиция
Америка
Северная Америка
Американская скрипичная традиция, включающая традиционные и современные стили. Традиционная музыка
- Скрипична традиция в стиле Блюз
- Скрипичная традицияКейджн и Зайдеко
- Скрипичная традиция Олд тайм, включая:
- Скрипичная традиция из Аппалачи, наиболее известный стиль сегодня, с использованием большого колличества бурдонов и двойных нот, а также синкопированных смычковых рисунков.
- Средне-западный скрипичная традиция, с больлшим влиянием скандинавской музыки.
- Озарк скрипичная традиция, быстрее и четче в технике смычке, чем Аппалачиан.
- Техасская скрипичная традиция, под влиянием мексиканской скрипичной традиции и акцент на соревновательной игре.
- Стиль Новой Англии с большим флиянием Квебекского and Британского репертуара.
- Тихоокеанский северо-западный скрипичная традиция, с влиянием двух стилей, Озарка и Средне-Западного, хотя и с сильным акцентом на соревновательной игре, как в Техасском.
- Скрипичная традиция Тохоно-оодхам, стиль американских индейцев с большим влиянием Мексиканской скрипичной традиции.
Современная
- Скрипичная традиция в музыке Блюграсс или Блюграсс фиддлинг
- Скрипичная традиция в музыке Кантри
- Стиль Вестерн свинг
Канадская скрипичная традиция, включает:
- Скрипичная традиция региона Кейп-Бретон, с большим шотландским влиянием
- Французско-канадский стиль включающий «кривые мелодии,» то есть мелодии с нерегулярным ритмом.
- Метисская скрипичная традиция, центральной и западной Канады под сильным влиянием французской Канады, но даже с большим использованием «кривых мелодий»
- Скрипичная традиция региона Ньюфаундленд и Лабрадор
- Стиль региона Приморские провинции, франкоканадский или нижневосточный. Стиль, который имеет много общего со стилем Кейп-бретон
- Англо-канадская скрипичная традиция
Латинская Америка
- Форрó, тип музыки из Бразилии, включая традицию игры на рабеке
- Мексиканская скрипичная традиция, включающая Мариачи, Уапанаго, Сон уастеко и Сон калентано
- Перуанская скрипка
Другие области
- Африканская скрипичная традиция
- Австралийская народная музыка
- Скрипичная традицияМорна из Кабо-Верде
Родственники
- Хардангерфеле
- Скрипка Штроха или виолинофон, известный в Румынии как Vioara cu goarnă.
Ближайшие родственники
- Виолончель
- Контрабас
- Контра — трехструнная румынская скрипка
- Ребек
- Рабека — бразильская или португальская скрипка
- Альт
Дальние родственники
- Византийская лира, средневековый смычковый инструмент Византийской империи
- Критская Лира
- Кротта
- Гадулка
- Гудок
- Гусле — сербско-хорватский смычковый инструмент
- Hurdy gurdy, также известная как колесная лира
- Лирица — смычковый инструмент на Балканах, из Долмации
- Никельхарпа
Комментарии: