В прошлой статье мы намекнули на то, что Cape Breton step-dance — продолжение шотландской традиции, завезённой в Канаду шотландскими переселенцами в первой половине 19 века, однако это было известно не всегда, существовали и другие мнения. Но перед тем, как устремиться в поисках правды о происхождении этого танца, скажем и не будем забывать о том, что, несмотря на что бы то ни было, Cape Breton step-dance сейчас — уникальное, отдельно стоящее явление, колоритое в том состоянии, в котором оно находится на данный момент времени.
Определённое количество учёных и исследователей приезжали на остров Cape Breton в экспедиции, общались со стариками, анализировали и сравнивали полученную информацию, чтобы понять, откуда пришло искусство этого степа.
Одни из самый ранних исследований в этой области принадлежат Франку Роудсу (Frank H.T. Rhodes). Это учёный с мировым именем, автор работ по палеонтологии, геологии, теории эволюции, с 1977 по 1995 — президент Корнелльского Университета, одного из старейших и престижнейших университетов США, входящего в Лигу Плюща, назначен Рональдом Рейганом членом Совета по Науке США.
В 1958 он посещает Cape Breton и остаётся там на какое-то время, беседуя со стариками сельских общин, и приходит к выводу, что Cape Breton step-dance — продолжении шотландской традиции. В 1964 в соавторстве с Джоан и Томом Флэт (J.F. Flett, T.M. Flett) он издаёт книгу Tradition Dancing in Scotland with an Appendix ‘Dacing in Cape Breton Island, Nova Scotia’, в которой не сомневается в том, что эти движения были завезены в Канаду шотландскими горцами.
Известный музыкант, продюсер, автор песен и исследователь фолклора, Алистер МакГиллари (Allister MacGillivray, 1948), родившийся в Глас Бэй (Glace Bay, Nova Scotia), в своей книге “A Cape Breton Ceilidh” позже поддержит мнение Роудса.
Также в своей работе он упоминает Флору МакНил (Flora MacNeil, 1928), известную гэльскую певицу и яркого представителя шотландской музыкальной культуры, и её мнение на счёт Cape Breton step-dancing. В течение своих первых визитов на остров, в 70х годах, она часто вступала в полемики по поводу происхождения кейп бретон степа и отказывалась назвать его шотландским в той или иной степени. Однако спустя некоторое время и некоторое количество подобных дискуссий, она взяла на себя труд поглубже исследовать этот вопрос у себя на родине в Шотландии и обнаружила, что step dancing был частью танцевальной традиции области Highlands.
Джордж Эммерсон, (Emmerson, George S.) в своей «Rantin’ Pipe and Tremblin’ String: A History of Scottish Dance Music» (1971) разделяет эти взгляды.
Однако существовали и путаница, и мнения, что даже если данный степ и приплыл из Шотландии, его следует считать ирландским, так как сама культура Шотландии вторична по отношению к тому, что представляла из себя ирландская традиция.
Историк Хью Ропер (Hugh Trevor Roper) в своём эссе «Invention of Tradition: The Highland Tradition of Scotland» называет Шотландию бедной сестрой Ирландии и говорит о том, что нельзя назвать её культуру (музыку и танцы) независимой.
Можно услышать и мнения, что степ возник в самой Канаде, графстве Инвернесс или Виктория, или в районе Нью Уотерфорда.
* * *
Как бы там ни было, Cape Breton stepdancing сейчас — самостоятельная культурная единица, явление, которое находит поклонников далеко за пределами этого маленького острова, в том числе в России.
Комментарии: