Bodhran. Часть 3. Выбираем инструмент.

В предыдущей части мы рассмотрели основные характеристики боурана как инструмента, поговорили о том какие они бывают и начали рассматривать возможные варианты приобретения. Как уже было сказано, серийное производство боуранов только только набирает обороты и пока фирменные инструменты по интересности уступают мастеровым. При этом, почему-то серьезные мастера не выставляют свои боураны на продажу в музыкальных магазинах. Тут, по всей видимости, целый комплекс причин, среди которых и относительно небольшое количество производимых инструментов, и нежелание «выходить в тираж» и финансовые соображения.. Но факт остается фактом. Если более менее сносный боуран в магазине купить можно (если выбирать из дорогих), то крепкий профессиональный инструмент – скорее всего нет (по крайней мере мне и другим боуранистам, которых я на этот предмет спрашивал таковые не попадались).

Красивые росписные боураны, в изобилии украшающие стены любого сувенирного магазина в Ирландии мы здесь рассматривать не будем, поскольку они гораздо лучше подходят на роль эффектных предметов интерьера, чем музыкальных инструментов. Поскольку наша текущая цель – выбор инструмента для занятий и, собственно, игры, то самый верный путь – связаться с конкретным мастером и заказать у него инструмент напрямую, без посредников. Это дает возможность и обсудить детали заказа (высказать свои пожелания, предпочтения) и не переплачивать за магазинные наценки.

Об отечественных мастерах-подвижниках делающих боураны у нас я уже сказал в предыдущей серии, а сегодня мы рассмотрим зарубежных мастеров (боуранмэйкеров), к которым очень стоит присмотреться при выборе инструмента. Связаться с мастером можно по e-mail, который как правило указан на сайте. И, кстати, многие из мастеров есть в facebook..

Очевидный концептуальный недостаток подобной формы приобретения инструмента – невозможность попробовать и выбрать конкретный экземпляр. До некоторой степени мы имеем ситуацию покупки «кота в мешке», которая компенсируется лишь добросовестностью и предсказуемостью (стабильным качеством) того или иного боуранмейкера.

Небольшие ремарки по поводу инструментов нежеперечесленных мастеров основываются на личном опыте и потому носят сугубо субъективный характер. Формировать окончателное представления о боуранах по прослушивании аудиопримеров (у многих на сайтах они представлены) или просмотре видео из YouTube не стоит, по причинам которые упоминались в предыдущей части, но, тем не менее, получить некоторое общее представление и для начала сориентироваться в пространстве (особенно за неимением других альтернатив) попробуем.

Начнем с наиболее заслуженных и опытных мастеров.

Вообще ситуация с изготовлением инструментов лет двадцать-тридцать назад очень сильно отличалась от того, что мы имеем сегодня. И количественно и идеологически. Качественные инструменты делались уже и тогда, но сама техника игры и запросы музыкантов были несколько другими. А вот число мастеров было существенно меньше сегодняшнего.

Из боуранмейкеров старой школы я бы отметил:

Brendan White

Сайт: http://www.bodhran.nl/

Brendan White

На боуранах Брендана играли и играют очень многие известные музыканты (и музыканты известных групп) разных поколений – на сайте представлен целый иконостас от Kevin Conneff из Chieftains и Patsy Watchorn из Dubliners до John Joe Kelly из Flook. Справедливости ради стоит заметить, что серьезные музыканты редко ограничивают свой арсенал одним инструментом или инструментами одного мастера – многие экспериментируют, ищут, со времением меняют свои предпочтения. Благо боураны стоят не запредельно дорого..

В любом случае, боураны Брендана это, по сути, классика. Хорошая олдскульная классика.

Вот пример игры на боуране Брендана (диаметр 18 дюймов) в исполнении молодого и очень самобытного английского перкуссиониста Cormac Byrne:

 

Michael Vignoles

Сайт:  http://www.michaelvignoles.com/

Michael Vignoles

Еще один заслуженный мастер. Делает, кстати не олько боураны но и ирландские волынки – uilleann pipes. Живет в ирландском городе Galway. Поскольку боураны туристического уровня пользуются изрядным спросом, как хорошие сувениры из Ирландии, Майк делает и их тоже. Так что, обращаясь к нему, лучше как-то обозничить серьезность своих намерений. Он очень приятный человек и все поймет ;)

Майк довольно тесно сотрудничает с Johnny ‘Ringo’ McDonagh (который тоже из Голуэя) и делает инструменты для него (по спецзаказу, с очень толстой кожей). Причем Джонни ценит его инструменты именно за их простоту и качество кожи.

Как и все олдскульные инструменты, такие боураны нужно некоторое время разыгрывать (про регулярной игре на это уходит обычно около полугода), чтобы кожа стала более мягкой и зазвучала адекватно. У более современных инструментов, у которых кожа очевидно более хитро выделывается при изготовлении (а тонкости этого процесса, как мы говорили всегда хранятся в тайне), этот этап или сильно короче или вообще не требуется.

 

Seamus O’Kane

Сайт: www.tradcentre.com/seamus/

Seamus O’Kane

Шимус — человек-легенда в мире современного боурана — один из ведущих в мире и старейших боуранмэйкеров. Он делает боураны уже более 40 лет. Про него даже фильм сняли.

Кстати, одна из легенд гласит, что именно Шеймус придумал систему настройки боурана (в виде внутреннего телескопического обруча)… Шеймус вообще новатор и постоянно что-то придумывает и усовершенствует. Он стал брать для изготовления своих инструментов выделанную кожу, которая предназначалась для барабанов Lambeg. В процессе выделки ее растягивали и (как минимум) хорошо очищали. Он стал наматывать по ободу изоленту для гашения лишних обертонов и звук стал более благородным. В области изготовления палочек (стиков) для игры тоже много новаторских идей. Шеймус стал делать тонкие палочки (по необходимости утяжеляя их), хорошо подходящие для современного так называемого top end стиля (о стилях игрыподробней поговорим чуть позже), он стал делать расщепленные палочки с интересным звуком (дополнителный треск палочки при игре) и ощущениями (у таких палочек более сильный отскок от кожи). Благодаря своему подходу Шеймус и его инструменты стали некоторое время (лет около 20ти) назад очень популярны среди молодых (тогда, а сегодня уже именитых) боуранистов и пришлись очень ко двору в ситуации бурного развития техники игры на инструменте. Сегодня многие боуранмейкеры развивают идеи Шимуса и благодарны ему за данный в свое время импульс.

Одна из последних новаций Шеймуса – боуран с единой системой настройки (т.е. когда инструмент настраивается одним ключом). Сам механизм настройки при этом скрыт в корпусе. У меня одно время был такой инструмент, и такая система настройки удобна в эксплуатации, но, в силу того, что у нее есть органичения (и более узкие, чем у классической системы с несколькими винтами), то такой барабан лучше подойдет для климата с более постоянной чем у нас влажностью (в той же Ирландии он чувствовал себя прекрасно).

Вообще барабаны Шеймуса можно часто встретить на фестивалях или просто сейшенах. На них играют очень многие. И это очень хороший вариант в плане соотношения цена/качество.

По размеру инструменты Шеймуса бывают 16 дюймов (при глубине корпуса чуть больше 6 дюймов), т.е. с точки зрения размеров – универсальный стандарт, или 12 дюймов (это уже скорее на любителя).

Боуран с классической настройкой (с несколькими винтами) стоит около 200 фунтов (Шеймус живет в Северной Ирландии, и там фунты).

Хорошее представление о звучании барабанов Шимуса можно получить, послушав записи дублинского боураниста Neill Lyons:

 

Ben March

Сайт: http://www.benmarchbodhrans.com

Ben March

Бен делает боураны недавно. Идеологически его инструменты похожи на инструменты Seamus O’Kane, но более тщательно изготовленны и стоят подороже (раза в полтора).

 

Christian Hedwitschak

Сайт: www.bodhranmaker.de

Christian Hedwitschak

Кристиан из Баварии и боураны делает около 10 лет. Он представитель нового поколения боуранмейкеров, ориентированных на запросы современных боуранистов. Спектр изгововляемых боуранов весьма широк. Есть и недорогие, но вполне крепкие по качеству серии, есть профессиональные серии, многие из которых именные, т.е. созданы в сотрудничестве с музыкантами, есть даже боураны сделанныне «под старину» в сотрудничестве с Ringo McDonagh. Сайт информативный, и Кристиан обычно оперативно отвечает.

 

Norbert Eckermann

Сайт: www.eckermanndrums.com

Норберт живет в Австрии и делает барабаны с 1980 года. Причем абсолютно разные барабаны – от средневековых боевых ландскнехттроммелей до широкого спектра ближневосточных инструментов. У него на сайте подробный каталог и примеры звучания.

На барабанах Норберта играют по всему миру и они весьма востребованы у академических музыкантов (а это люди серьезные!).

Норберт делает инструменты только непосредственно под заказ и после предоплаты. Срок ожидания изготовления – около полугода.

Norbert Eckermann’s tabla bodhran

Боураны Норберт делает двух видов – просто боуран (с однослойной кожей) и табла-боуран, у которого на внутренней стороне кожи есть дополнительное демпферное кожаное кольцо. Смысл тот же, что и наматывание изоленты, но с точки зрения звучания барабана – такой способ деликатней, т.к. позволяет сохранить высокие частоты, неизбежно страдающие от изоленты. Вообще у барабанов Норберта, за счет свойств и качества кожи, тональные нюансы звучат очень хорошо и чисто. У меня есть такой табла-боуран (диаметром 39 см) и отзывы о нем только самые восторженные. Отличный инструмент!

Единственный момент, на который хотелось бы обратить внимание — кожа у Норбертовских боуранов очень мягкая и надо аккуратно выбирать палочки для игры, избегая острых граней и неровностей на них, чтобы ее не повредить. Так, расщепленные палочки Seamus O’Kane (или аналоги других производителей) в этом случае не подойдут.

 

Rob Forkner (Metloef)

Сайт: www.metloef.com

Rob Forkner

Роб родом из Техаса, но сейчас живет в Нидерландах. Он представитель поколения молодых боуранмейкеров, плотно сотрудничает с молодыми же боуранистами и сам на боуране играет. Любит много экспериментировать с материалами и делать инструменты штучно, по заказу, с обсуждением деталей и пожеланий.

 

Albert Alfonso

Сайт: www.albertalfonso.com

Albert Alfonso

Боуранмейкер и США. Впервые я услашал его инструмент на записи дуэта Grey Larsen и Paddy League. Меня просто поразила глубина и тембр барабана.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Тут, безусловно немалую роль играет техника игры Падди, серьезно увлекавшегося игрой на табла, но тем не менее. Звучит, на мой взгляд, потрясающе! Выяснив, на каком боуране он играет, я тут же заказал себе такой же, и не пожалел. Играл на нем несколько лет, потом заказал еще один.. Сейчас Альберт ставит на боураны нового поколения кожу, выделанную для литавр, и мнения я слышал по этому поводу весьма восторженные. Из интересных нюансов – настроечное кольцо Альберт ставит металлическое, что довольно удобно (оно легче выдерживает натяжение кожи и обеспечивает более равномерную настройку по всему периметру).

Боуран Альберта любезно демонстрирует перкуссионист из Питтсбурга Kip Ruefle:

 

Darius Bartlett

Сайт: http://dariusbartlettpercussion.com/

Французский боуранмейкер, который делает боураны с композитным (по сути пластиковым, а не деревянным) корпусом. Звучат они достаточно ярко, но специфично. Я бы тут провел аналогию с перкуссией фирмы Remo. В общем-то, в конечном счете — дело вкуса.

 

Приведенный небольшой обзор мастеров изготовителей боуранов, конечно, не исчерпывающий. Я привел лишь тех, с кем мне или посчастливилось пообщаться лично или хотя бы на чьих инструментах довелось поиграть. И выбрать, определенно, есть из чего. Удачи!

 

Продолжение следует…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress