О региональных скрипичных стилях Ирландии

«Я с уверенностью могу сказать, что мы самые счастливые люди на свете. Я имею в виду вот что — региональные стили в Ирландии сохраняли полную самобытность, наверное, до 1930гг. В период же с 30е по 60е в ирландском обществе произошло постепенное падение интереса к народной музыке и музыкантам. Практически все исследователи согласны в том, что происходило в то время, – даже в тех местах, где к музыке еще сохранялся какой-то интерес, за эти три десятилетия ее сильно подогнали под общий стандарт, и из нее ушел региональный колорит. Все, не задумываясь, едят чипсы и гамбургеры, ни у кого нет своих предпочтений, — можно и так выразиться. Из-за своей изоляции Донегол, по сравнению с другими регионами Ирландии, все еще сохраняет какую-то самобытность, что касается экономики и социального отношения к происходящему. В то время как в остальной стране в этом смысле все приходит в упадок, здесь мы погружены в те же дела, какими и занимались всегда».

Кевин МакКей, из интервью журналу Fiddler’s Magazine, 2005

Кевин МакКей о региональных скрипичных стилях Ирландии

25,97 КБ
Часть 1

Примерно 90 лет назад ирландский язык был распространен повсеместно вдоль всего западного и северного побережья, а так же в глубину острова до графства Роскоммон (Roscommon) (Irish Language Survey of 1891). Диалекты плавно перетекали один в другой, и невозможно было четко выделить какой-либо отдельно.

Я думаю, что как язык, так и музыка несут на себе отпечаток и своих носителей, и исполнителей, и создателей. Северяне для меня – в своей речи и юморе люди в основном прямые и откровенные. Такова есть и их музыка; орнаментально их песни тоже такие. Ольстерский (северный) диалект ирландского языка часто характеризуют как прямолинейный и грубоватый . Музыка более южных графств, исходя из звучания её  и диалектов тех мест, по природе определенно легче, расслабленнее. В данном случае сходство между языком и музыкой очевидно.

Как и диалекты языка, в Ирландии стили танцевальной музыки плавно перетекали один в другой от региона к региону, а препятствиями этому явлению служили различные естественные географические барьеры – такие, например, как река Шеннон или различные горные цепи, которые ограничивали сообщение между регионами. С упадком народной танцевальной музыки и гэльского языка именно эти барьеры помогли сохраниться в неприкосновенности тем изолированным территориям, где население продолжало придерживаться своих традиций. К началу века перетекание одного стиля в другой перестало существовать, и отдельные стили как таковые остались в этих изолированных регионах.

Как работает эта идея на практике можно легко увидеть, если взять реку Шеннон, как естественный барьер между графством Клэр (Clare), музыкальной областью, где в основном распространен танец рил, и графства Керри (Kerry) и Лимерик (Limerick), где поколение назад полька и слайд были доминирующими жанрами. (Известно о существовании в то время лодок, возивших торф через Шеннон, которые в определенным образом связывали эти регионы. Это важно потому, что, например, The Foxhunter’s Reel, по словам представителей обоих регионов, происходит именно из их местности, и каждая приписывает его заимствование другой стороной посредством этих самых, возивших торф лодок).

 

41,64 КБ

Во всех своих отношениях загадочен остров Скэттери (Scattery Island). Поскольку лежит он в гавани у устья залива Пулнашерри (Poulnasherry Bay) около Килруша (Kilrush), логично предположить, что музыка острова должна быть ближе к музыке графства Клэр, однако источники, заслуживающие полного доверия, говорят, что тамошняя музыка гораздо ближе к музыке южного берега Шеннона. Также эти источники говорят о том, что, не смотря на современное географическое деление, из-за которого жителям острова приходится называть себя «клэрцами», они все же считают себя отдельными «островитянами».

 

 

41,76 КБ

Еще один прекрасный пример разделения регионов географическими барьерами в музыкальном и языковом отношении – горы Блюстэк (Bluestack) и Сперрин (Sperrin) в графствах Донегол (Donegal) и западном Дерри (Derry), которые изолируют последнее от плоской базальтовой равнины восточного Дерри и графства Антрим (Antrim). Также получается и с горами Коннемара (Connemara), которые отделяют Коннемару от равнины восточного Голвэя (Galway).

 

 

 

Быстрое массовое перемещение стало возможным для населения Ирландии в целом приблизительно только лет 30 назад. В отношении народной музыки это означает, что до появления автомобиля, автобуса и т.д. жители страны (включая музыкантов) были привязаны к своей небольшой местности. Границами таких территорий являлись естественные барьеры, такие, как реки, горы, водоразделы и т.д. В силу этого музыканты были завязаны на своём музыкальном окружении, поддерживая существование и развитие местных стилей, тогда как влияние извне, например, в лице странствующих музыкантов, оставалось минимальным (некоторые, например волынщик Джонни Доран (Johnny Doran), в недавние годы оказали все же весьма заметное влияние на местный стиль в некоторых регионах).

Я думаю, что решающий удар по локальным скрипичным стилям нанесли аудиозаписи и средства массовой информации. Сегодня каждый может получить в своё распоряжение запись практически любого из скрипичных стилей, поэтому вполне можно говорить о развитии смешанных, гомогенных скрипичных стилей на основе отдельных, гетерогенных влияний.

 

Покойный Патрик Келли из Кри (Patrick Kelly of Cree), гр. Клэр, наилучшим образом сформулировал негативное влияние записей, сказав: «Худшее, что могло случиться со скрипичным стилем графства Клэр — это появление там записей Майкла Колмана (Micheal Coleman)».
Думаю, не стоит дальше иллюстрировать то огромное влияние, которое оказали записи мастера из Слайго (Sligo) на всё музыкальное население.

22,64 КБ
Часть 2

Понятие «скрипичный стиль» толкуется, к сожалению, на данный момент очень двусмысленно, особенно в свете недавних академических исследований этого вопроса. Если кто-либо пожелает найти точное определение того, что такое есть тот или иной региональный стиль, то более чем вероятно, что по этому вопросу он обнаружит вопиющую малочисленность идей и примеров. Существующие же работы, как правило, более чем противоречивы. Большая их часть содержит либо общие ссылки на книги, затрагивающие гораздо более широкие вопросы, либо ссылки на различные не заслуживающие доверия пояснения к аудиозаписям. На данный момент наилучшее описание стилей приводится в книге Брендана Бретнаха (Breandan Breathnach) «Народная Музыка и Танцы Ирландии» (Folk Music and Dances of Ireland).

 

Если бы кто-то проверил литературные и устные источники на предмет характеристики того, что есть ольстерский скрипичный стиль, я думаю, он бы обнаружил, что мнения очень широко расходятся: от музыки, «которая играется длинным одиночным касанием смычка», до музыки, «которая играется коротким одиночным касанием смычка». Противоречие двух точек зрения очевидно, однако все-таки согласие существует в том, что ольстерский стиль требует игры коротким смычком.
Если бы кто-то исследовал литературные и устные источники на предмет характеристики скрипичного стиля графства Клэр, он бы вероятно нашел бы такое определение: музыка, которая играется длинным, текучим штрихом — несколько нот на смычок.

 

При сравнении игры исполнителей из регионов Ольстера и Клэр выявляются некоторые проблемы. Трудность состоит в том, что музыканты не вписываются в те узкие рамки дефиниции стилей, которые мы пытаемся установить. Например, такой музыкант как Винси МакЛафлин из Баллимаквигана (Vincey McLaughlin from Ballymaquigan), гр.Дерри, типичный баннсайдский (Bannside — район в северной Ирландии) скрипач, играет определенно в манере, которую мы описали как характерную для стиля Клэр, однако его музыка звучит (и это самое важное) так, как характерно для Ольстера. Для сравнения возьмем скрипача, подобного Пэдди Килаури из Дулина (Paddy Killhoury of Doolin), гр. Клэр. Он играет короткими смычками, в стаккато-манере, характерной для Ольстера, но музыка его в результате звучит типично по-клэрски.

 

 

Другие попытки определения стилей базировались на типе орнаментации, где главными видами украшений являются роллы и триоли. Существует общепринятое мнение, что в ольстерском стиле преобладают триоли, а роллы практически отсутствуют, в то время как в Клэр триоли используются по мере необходимости, а наиболее распространены «широкие открытые» роллы. Однако, если послушать музыку таких ольстерских скрипачей как Нейли Бойл (Neillie Boyle) из Донегола или любого из баннсайдских скрипачей, то можно услышать, что роллы они используют, и весьма часто. Этот факт снова вступает в противоречие с общепринятым определением стилей. На самом деле, очень жаль, что определение скрипичных стилей, особенно ольстерского, в основном базировалось на рассмотрении игры какого-то отдельного скрипача (дальнейшие комментарии см. в книге Брендана Бряхнаха «Народная Музыка и Танцы Ирландии»).
Думаю, становится ясно, что попытка определения стиля на основе штрихов смычка и орнаментации ведет к заблуждениям и противоречиям. Я считаю, что если бы стили или «системы», как их называют в восточном Ольстере, рассматривались бы относительно звука или ощущения, которое производит музыкант, то «определение» стиля и реальная музыка соответствовали бы друг другу гораздо ближе, тем более, если бы помимо этого учитывались индивидуальные особенности музыкантов внутри локального стиля.
Очевидно, что два скрипача могут играть одним и тем же штрихом, но при этом звучать совершенно по-разному. Соответственно, и наоборот, музыканты могут совпадать и в звучании, и в настроении, и т.д., но играть совершенно разными приемами.

 

Описать в подробностях технику смычка музыкантов на записях и ныне здравствующих исполнителей — задача огромной сложности, к сожалению, выходящая за рамки темы данной статьи и музыкальных способностей автора. Ниже я все же привожу некоторые наблюдения по поводу некоторых стилей. Эти наблюдения базируются на той основе, что я привел выше, с основным акцентом на общее звучание и настроение, которое создает музыкант.

 

Часть 3

Северный Донегол/ Западный Тайрон/Северо-Западный Тайрон
(North Donegal / West Tyrone / Northwest Tyrone)

42,55 КБ Я нахожу, что музыку всего этого региона можно охарактеризовать одним эпитетом – «агрессивная». Это обычно музыка быстрого темпа, где даже легкие по настроению мелодии исполняются с очень напористой подачей. В музыке присутствует ощущение мощи и натиска. Такие разные в индивидуальном отношении скрипачи, как Нейли Бойл и Догерти все же совпадают в атакующем характере своей музыки.

Скрипачи, которых я отношу к этому стилю – Феликс Кёрни из Тайрона (Felix Kearney of Tyrone), братья Дерг (the Dearg Brothers), Дэнни Михан (Danny Meehan), Томми Пиплз (Tommy Peoples), Проншиас О`Мени (Proinnsias Ó Maonaigh) и его дочь Майред Беан И Хинейде (Mairéad Bean Uí Chinneaide), а так же Винсент и Коламба Кэмпбэлл (Vincent and Columba Campbell) из Донегола. Дермот МакЛафлин (Dermot McLaughlin) также прекрасный музыкант.

 

 

Восточный Дерри /Антрим/ Юго-Западный Тайрон
East Derry / Antrim/ Southwest Tyrone

42,26 КБ В отличие от стиля, описанного выше, в этом регионе скрипачи играют медленнее (однако ненамного), не так агрессивно и с большим количеством украшений. Хайлэнды (жанр) здесь не так популярны, как в западной части Дерри, Тайрона и Донегола, однако шотландское влияние прослеживается в том, что играются стратспеи.

Представители стиля – Джон Луран и Бобби Мартин из Тайрона (John Loughran and Bobby Martin of Tyrone), Винси МакЛафлин и Пэдди Келли из Дерри (Vincey McLaughlin and Paddy Kelly of Derry), и Вилли МакКендри из Антрима (Willie McKendry of Antrim).

 

 

 

Южный Донегол/ Фермана/ Северный Лейтрим
South Donegal / Fermanagh / North Leitrim

42,29 КБ Я рассматриваю этот регион как связующее звено между музыкально агрессивными и мощными провинциями Ольстера и более ритмичными, упругими районами Слайго. Этот регион демонстрирует переход от северных стилей к более легкому, расслабленному и упругому настроению и ритму в отличие от донегольской игры «на полных парах вперед», однако сила северной музыки все же остается. Во многом музыканты этого региона демонстрируют лучшие черты стилей обоих регионов.

Из самых интересных музыкантов – Бен, Морис и Чарли Ленноны из Лейтрима (Ben, Maurice and Charlie Lennon, Leitrim), покойный Джон Галлахер (John Gallagher) из Лейтрима, Том Муллиган (Tom Mulligan), из Лейтрима, живущий сейчас в Дублине, Мик Хои (Mick Hoey), Шеймус Куинн (Seamus Quinn), Томми и Бен Ганн (Tommy and Ben Gunn) из Ферманы, покойный Патрик Келли (Patrick Kelly) и Терри МакИнтайр (Terry McIntyre) из Южного Донегола.

 

Слайго
Sligo

41,65 КБ Благодаря эмиграции музыка этого региона, вероятно, гораздо лучше документирована, чем музыка других регионов. Многие музыканты, происходящие из этого графства играли в залах Нью-Йорка и отдавали дань своей родине, посылая туда самые лучшие аудиозаписи ирландской музыки своего времени.
Такие музыканты как Пэдди Киллоран (Paddy Killoran), Майкл Колман (Michael Coleman), Джеймс Моррисон (James Morrison), Пэдди Суини (Paddy Sweeney), Майкл Горман (Michael Gorman), Джон Фрэнк Веси (John Frank Vesey), Мартин Винн (Martin Wynne), Шеймус и Манус Магуайр (Seamus and Manus McGuire), Фред Финн (Fred Finn), Питер Хоран (Peter Horan) и Джо О`Дауд (Joe O’Dowd) наилучшим образом демонстрируют легкий и пружинистый стиль этого графства. Темп музыки относительно быстр, а общее настроение можно описать как легкое, с ритмом, как упомянуто выше – пружинистым и очень «заводящим».

 

 

Восточный Голвэй
East Galway

41,88 КБ Музыка этого региона сильно отличается от музыки Слайго. Темп сильно замедлен, что позволяет музыканту больше концентрироваться на настроении. Мелодии этого региона обычно сильно украшены, но создают всегда общее впечатление задумчивости. Тоскливому настроению способствуют и тональности Ми-бемоль и Си-бемоль, в которых часто играют музыканты этого региона.

Видные представители этого стиля – Пэдди Фахи (Paddy Fahey), Пэдди Келли (Paddy Kelly), Мартин Бёрнс (Mairtín Byrnes), Коннор Талли (Connor Tully) и Лиам Льюис (Liam Lewis).

* Пэдди Фэхи не раз рассказывал мне, что в конце 19 века и в первой декаде 20го скрипачи восточного Голвэя очень любили играть со знаменитым волынщиком Динни Дилэйни (Dinny Delaney). Чентер волынки Динни был настроен в Си-бемоль. Вместо того чтобы перестраивать свои скрипки в Си-бемоль, скрипачи предпочитали переучивать мелодии в тональности чентера. Естественно, что музыканты региона научились весьма хорошо играть в этих бемольных тональностях. Когда они впоследствии сочиняли новые мелодии или была необходимость транспонировать какую-нибудь из них в «нормальную» тональность, музыканты все же часто предпочитали играть в уже привычных бемольных тональностях, потому что всего через несколько лет (после Динни Дилэйни) «грустное звучание бемольных тональностей» стало той целью, к которой и стремились музыканты этого региона.

 

 

Клэр
Clare

41,93 КБ В первой части статьи я пытался обратить внимание на то, что существует связь между местными скрипичными стилями и ранее бытовавшими диалектами ирландского языка. Лучше всего в этом можно убедиться, если предпринять поездку из восточного Голвэя через восточный Клэр и дальше в западный Клэр. Во время такой поездки трудно не заметить, как от одного региона к другому современный английский плавно переходит в местные диалекты. Лингвисты говорят, что ирландский в этих областях вымер не так давно. Ситуация с музыкой подобна ситуации с языком.
Если вы слышали задумчивую музыку голвэйца Пэдди Фэхи, поехав в близлежащий городок Скарифф (Scariff) в графстве Клэр, вы вряд ли почувствуете большую разницу, когда услышите тамошнего скрипача Мартина Рошфорда (Martin Rochford). По мере продвижения на запад Клэр музыка все еще сохраняет медленный темп, характерный для голвэйского стиля, однако в мелодиях уже пропадает тоскливое настроение, и они приобретают более легкий характер.
Из этого региона вышло очень много музыкантов самых различных народных стилей. Среди них покойный Патрик Келли (Patrick Kelly) из Кри, Бобби Кейси (Bobby Casey), Джо Райан (Joe Ryan), Мик и Том Юстас (Mick and Tom Eustace), Джуниор Крихан (Junior Crehan), Джон Келли (John Kelly), Пэдди Кэнни (Paddy Canny), Пи.Джей. Хейз (P.J. Hayes), Мартин Хейз (Martin Hayes) и Тони Линнан (Tony Linnane).

 

 

Шлиав Луахра
Sliabh Luachra

41,77 КБ Этот район расположен в графствах Керри (Kerry), Лимерик (Limerick) и северный Корк (Cork), и лежит на возвышенной равнине к северу от гор МакДжилликадди (Macgillycuddy Reeks), Дерринасаггарта (Derrynasaggart) и горной цепи Боггера Маунтин (Boggeragh Mountain chain). Музыка региона обнаруживает возврат к более быстрому темпу и обладает огромным разнообразием музыкальных эмоций.
В легких быстрых мелодиях столько жизни, радости, и, в то же время многие из опытных музыкантов, как, например, Кон Кёртин из Бросны (Con Curtin of Brosna) прекрасно играют проникновенные слоу-эйры. Наверное, наиболее важная отличительная черта этого региона – доминирование польки и слайда. Эти жанры, высоко ценимые еще поколение назад, сейчас пришли в некоторый упадок, в основном из-за удара, который нанесли региону аудиозаписи исполнителей из других регионов.
Несколько музыкантов из этого района сейчас очень известны. Среди них – Падриг О`Кыв (Pádraig Ó Caoimh), Денис «Ткач» Мёрфи (Denis «The Weaver» Murphy) и его сестра Джулия, Пэдди О`Коннелл (Paddy O’Connell), Донал О`Коннелл (Donal O’Connell), Джерри МакКарти (Jerry McCarthy), Пэдди и Джонни Кронин (Paddy and Johnny Cronin), живущие в США, Пэт Фитцджеральд (Pat Fitzgerald) и Бадди Фьюри (Buddy Furey).

1979

переведено по http://www.standingstones.com/caoimhin.html

перевод и верстка Ильи «Викинга» Никифорова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

7 комментариев к записи “О региональных скрипичных стилях Ирландии”

  1. Перечитал ещё разок, спасибо, Викинг =)

    При прочтении статьи следует учитывать то, что автор — донеголец. Ситуацию в мире ирландской скрипки он видит со своей колокольни и подробно классифицирует только северные стили игры (и в тех при желании можно выделять подстили, напр. вост. Донегол/Инишоуэн и т.п. — см. Canuinti Ceoil, выложу позже). Даже в цитате от 2005 г. автор почему-то забыл об ещё одной очень жизнеспособной скрипичной (и не только) традиции — о Клэре. Который, кстати, делят как минимум на западный и восточный в плане различия в стилях игры. Слайго тоже хоронить ещё рано — несмотря на изначальную эклектичность этого стиля, у него также есть своё «фирменное настроение», примеры которого можно встретить и сегодня. Слайго, кстати, это не только скрипачи-эмигранты, но и целый ряд известных музыкантов, живших в самом графстве (скрипачей, флейтистов, аккордеонистов…), часть из которых всё же перечислены в статье. Слухи о полном доминировании полек и слайдов в старом Керри сильно преувеличены. Патрик О’Кыф и Дэнис Мёрфи играли огромное кол-во рилов, что подтверждают архивные записи. Просто польки (в стиле Керри) и слайды — это эндемики Шлиав Луахры, в других регионах их практически не играют (за исключением, конечно, зап. Керри, о котором тоже в статье забыли). Пробелы в классификации я буду постепенно заполнять, благо и сам ещё далеко не о всем местечковых традициях Ирландии осведомлён))

    Кстати, ссылка на оригинальный текст. Я бы всё-таки их давал)
    http://www.standingstones.com/caoimhin.html

  2. old_fox:

    А Клэр-то как же? И это всё?

    • Это не всё, это известная статья донегольского скрипача по фамилии ЭЙ :]
      Клэр там есть, только почему-то через призму Голуэя))
      Но это уже что-то) Реально о стилях можно писать только на примерах конкретных музыкантов. И с записями) Я этим потихоньку буду заниматься.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress