«…Именно в Ирландии и Шотландии сохранились отголоски музыки, написанной еще до появления человека на Земле, музыки древних и прекрасных народов».
Борис Гребенщиков
Можно много говорить об историческом, генетическом и бытовом родстве славянских и кельтских народов. Об общих индоевропейских корнях, широте души, полезной привычке валиться под лавку во время застолья… А можно просто послушать музыку.
Если вы хотите услышать подлинную народную музыку старой Европы, скажем, ирландскую – вам не обязательно путешествовать во времени и пространстве, хотя, попав под арт-обстрел новороссийского «Требушета», вам частично придется это сделать. Тут дело не только в фигурах речи – весь image de scène музыкантов способствует тому, чтобы вы ощутили себя в подобающем контексте. Сценические костюмы, историчные музыкальные инструменты, репертуар, да и сама исполнительская манера – все это переносит вас в иные страны и эпохи.
Коньком «Требушета» является исполнение музыки кельтского населения Британии. Излишне говорить, что к началу 2000-х российская (особенно московская) сцена была уже перенасыщена «ирландскими» коллективами. Причины этого культурного феномена комплексны и заслуживают отдельного исследования. Необычно то, что интерес к аутентичному исполнению этой музыки возник в сердце Краснодарского края, лет пять тому назад. Основатели «Требушета» Антон и Ганна в свое время серьезно углубились в изучение традиций старой Британии и теперь являются корифеями в своей области. Позже к ним присоединилась профессиональная скрипачка Лида. Их мастерство почти не уступает тамошним «народникам», а погруженность в британскую традиционную культуру сразу бросается в глаза. Кроме того, музыканты внедряют в свой репертуар и такие малоизвестные жанры, как sea shanties (старинные матросские песни) и English harmony singin’ (английское многоголосье), что делает их почти что носителями и совсем уж агентами этой культуры, как сказали бы социологи. Ну а мужская харизма Антона, проникновенное пение Ганны и мастерское исполнение на скрипке от Лиды делают свое дело — народ не обманешь!
«Требушет» работает не только с музыкой Нового времени, но и с инструментальными традициями западноевропейского Возрождения. Волынки, шалмеи и цветастые наряды европейских ménestriers отнюдь не создают, как нередко бывает, некоего шумового подобия старинной музыки – напротив, и музыка и репертуар здесь выверены и исполнены вполне профессионально, при этом не потеряв того истинно народного звучания, которое и должно быть присуще этой музыке (что отличает их от академических исполнителей). Что уж говорить о том, что каждой отдельно взятой музыкальной традиции соответствует свой набор музыкальных инструментов. Поистине, господа народники, вам есть, на кого равняться!
Комментарии: