Гитара «Celtic Fingerstyle»

Перевод статьи Alfredo Di Pietra (переводчик — Гаврикова Валентина).

Введение

Это может показаться странным в наши дни, но в Ирландии гитара не считается традиционным музыкальным инструментом. И хотя многие гитаристы играют кельтскую музыку, она не полностью вошла в мир шести струн.Гитара старше, чем инструменты, характерные для кельтской традиции — ирландская волынка, кельтская арфа, вистл и скрипка (fiddle). Гитара является главным музыкальным инструментом испанской традиционной музыки, и ее предок — арабская лютня (oud; по-арабски «al’ud», дерево, откуда и пошло слово «лютня») — широко использовался при исполнении классической и традиционной музыки Ближнего Востока.

Еще несколько десятилетий назад гитара была несвойственна для кельтской музыки, причиной чего, скорее были социальные и исторические, чем музыкальные факторы. За годы с тех пор, как гитара появилась на музыкальных сценах Ирландии, ирландская музыка (чей стиль претерпел изменения после того как в ней стал использоваться аккордеон) переживала не лучшие времена. Приходящая в упадок культура склонна к консерватизму, а гитара, слишком часто ассоциировавшаяся с рок’н’рольной культурой, сильно отдавала революционным модернизмом. Несмотря на рост популярности гитары в шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия (или, возможно, из-за этого…), пропасть между гитарой и ирландской традиционной музыкой не уменьшалась.

Впервые гитара была использована для исполнения ирландской музыки в 1930 гг., когда группа ирландских музыкантов в США начала записывать свои композиции, взяв в качестве сопровождения ритм гитару. Впрочем, почти ничего нового в музыку это не привнесло. Возможно наиболее значимым гитаристом тех лет был Мартин Кристи (Martin Christi). В его стиле, созданном на основе джаза, играют скрипки в записях Джеймса Моррисона.

Несколько лет спустя интересный стиль аккомпанемента был придуман гитаристом Вилли Джонсоном (Willie Johnson) на Шетландских островах. Влияние на Вилли Джонсона оказали записи великих американских джазовых гитаристов Эдди Ланга (Eddie Lang), Эдди Дарема (Eddie Durham) и Лонни Джонсона (Lonnie Johnson). Вилли Джонсон адаптировал стиль свинг, в котором играли гитаристы, для аккомпанемента к традиционной скрипичной музыке Шетландских островов. Получившийся в результате «шетландский свинг», пронизанный типичными для джазовой музыки элементами (т.е. синкопированный ритм и проходящие аккорды) и во многих случаях украшенный мелизмами, до сих пор остается важным элементом музыкальной традиции этих островов.

Звучание кельтской музыки сильно зависит от акустических и стилистических характеристик музыкальных инструментов, поэтому первой (и одной из основных) трудностей, с которыми сталкивается гитарист, желающий играть эту музыку, является поддержание необходимых музыкальных тембров и стилистики. Самыми значимыми из тех гитаристов, которым удалось соблюсти это условие, являются Дейв Грэм (Dave Graham), Джон Ренборн (John Renbourn), Мартин Карти (Martin Carthy), Дейв Эванс (Dave Evans), Пьер Бенсюзан (Pierre Bensusan) и Дак Бейкер (Duck Baker). Важную роль здесь также сыграл Стефан Гроссман (Stefan Grossman), в особенности в том, что касается переложения кельтской музыки для гитары. Его записи, табулатуры и видео-уроки представляют собой драгоценный материал для тех, кто хочет стать «кельтским гитаристом».

Переложение кельтской музыки для гитары связано с несколькими проблемами. Первая из них — попытки гитариста сыграть партии нескольких инструментов. Другими словами, гитарист должен играть сразу мелодию, басовую партию и ритм. Если музыка медленная, он также должен контрапунктировать для сохранения кельтской стилистики.

Еще одна трудность состоит в том, что «кельтскому гитаристу» необходимо имитировать технику игры, присущую другим инструментам. Поэтому первое, что нужно сделать — это внимательно прислушаться к звуку этих инструментов в их собственном окружении. Ведь многое из того, что мы слышим сегодня, явилось в большей или меньшей степени итогом целенаправленного слушания. После многих часов внимательного прослушивания таких групп как Chieftains, De Dannan, Bothy Band и др. гитарист, возможно, сумеет разработать технику игры, соблюдающую музыкальные стили кельтской музыки. По той же причине очень важно слушать группы «вживую», чтобы уловить «драйв» этой музыкальной структуры и перенести его в собственную технику игры.

Техника

Виктор Ливанов

Виктор Ливанов

Если внимательно прислушаться к кельтской музыке, можно быстро заметить, что основными в ней являются тональности ре и соль. Вот почему

оловянный вистл, кельтская арфа и ирландская волынка — «модальные» инструменты, отчасти тонально зафиксированные: вы можете играть только в нескольких тональностях и практически совсем не можете — во всех остальных.Основной стратегией для гитариста, играющего кельтскую музыку является превращение гитары в «модальный» инструмент. Многие «кельтские» гитаристы используют известный строй DADGAD, поддерживающий тональности ре, соль и ля. Этот музыкальный строй восходит к шестидесятым годам, а одним из первых гитаристов, применивших его на практике, стал Дейв Грэм. Если понизить пятую и шестую струны еще на один тон, получается вариация этого строя, так называемый низкий «до» (low-C tuning) — CGDGAD, часто используемый Дейвом Эвансом и Элом МакМином (El McMeen). Еще одна вариация получится, если понизить шестую струну до ре (пониженный «ре» — dropped D tuning): это позволяет получить более сочный звук в тональности ре. Использовать стандартный строй (EADGBE) возможно, однако он чрезвычайно затрудняет жизнь «кельтским гитаристам» (в музыкальном плане), поэтому большинство из них использует альтернативные строи. Как бы то ни было, сейчас в кельтской музыке, переложенной для гитары, стандартный строй по большей части не используется. Безусловно, есть еще множество других возможностей: лично я предпочитаю строй EADEAE (я научился ему, слушая прекрасный альбом Дейва Грэма «The Complete Guitarist») и DGDGBE (часто используемый великим Джоном Ренборном). Оба строя особенно подходят для передачи гудения, типичного для волынки. Для этого нужно всего лишь дергать открытые басовые струны.

Отличные результаты часто дают открытые строи: DGDGBD; CGCGCE и DADF#AD. Иногда используются минорные строи (например, DGDGBbD в ре). Мартин Карти (Martin Carthy) часто использовал строй DADEAE, позволяющий играть в ре мажоре и ре миноре, ля мажоре и ля миноре, ми миноре и соль мажоре. Сам Мартин Карти потом модифицировал этот строй в DADEAB и CGCDGA, однако использовал их только в нескольких мелодиях.

Безусловно, использование альтернативных строев не обязательно для кельтского фингерстайла: великий Дак Бейкер всегда с неохотой отказывался от стандартного строя и, тем не менее, подарил нам несколько наиболее прекрасных аранжировок для кельтской гитары.

И напоследок я хочу сказать, что усвоение всех отмеченных выше альтернативных строев может быть полезным, однако они требуют широкого непредвзятого подхода, поскольку гитарист должен выучить новые позиции в условиях непривычного расположения нот на грифе. Использование какого-либо строя зависит от личного вкуса и восприимчивости каждого гитариста.

Турла О’Каролан

Арфист и композитор Турла О’Каролан (1670-1738) жил в особенно трудный в истории Ирландии период. В годы жизни О’Каролана старый Гэльский мир пережил вторжение новой англо-ирландской культуры, ставшее результатом кромвельских войн. Его стиль игры на арфе, представляющий собой смесь древней традиции, старых песен и популярных танцев, с небольшим влиянием итальянского барокко (в то время Корелли и Джеминиани были популярны среди представителей высшего класса Ирландии), оказался слишком эклектичным и модерновым для арфистов того времени. Кроме того, О’Каролан был не слишком хорошим арфистом, поскольку научился играть поздно, уже после того как потерял зрение. Также он не слишком хорошо писал поэтические тексты, сопровождавшие его сочинения. Однако весьма популярным О’Каролана сделала его мелодическая изобретательность: он сочинял настоящие жемчужины, которые подарили ему вечное бессмертие.

Большая часть произведений О’Каролана посвящено его друзьям или «покровителям». Так, к примеру, посвящение «Доктору Джону Стаффорду» появилось после того, как Д-р Стаффорд, навестив О’Каролана, вопреки мнению других врачей, позволил ему снова пить виски. Среди наиболее известных произведений О’Каролана — «Sheebeg & Sheemore» (одно из первых написанных им), которое рассказывает о легендарной битве между жителями двух сказочных холмов, и «Farewell to Music», сочиненное всего за несколько дней до его смерти в замке Миссис МакДермотт Ро.

Музыка О’Каролана пережила века, передаваясь непосредственно от музыканта музыканту. При этом передавалась лишь мелодия: мы ничего не знаем о басовых партиях, гармонизации и/или мелизмах. Возможно, наиболее простые аранжировки и являются наиболее «аутентичными».

Причина, по которой я рассказываю о О’Каролане на странице, посвященной кельтскому фингерстайлу, состоит в то, что нет ни одного «кельтского гитариста», который не играл бы что-нибудь из прекрасных композиций слепого музыканта. Для многих сочинений О’Каролана существует несколько гитарных аранжировок, есть множество табулатур. Обычно эти аранжировки не слишком трудны для исполнения, однако качество этой музыки производит глубокое впечатление на слушателей.

Веб-страницы, посвященные кельтскому фингерстайлу

Ниже перечислены основные веб-ресурсы, посвященные гитарной и кельтской музыке.

Кельтский фингерстайл: сайт Арта Эдельштейна (Art Edelstein). Арт — великий американский гитарист, и его сайт весьма полезен для гитаристов, которые хотят побольше узнать о кельтском фингерстайле, а именно о гитаристах, технике игры, дискографии, книгах…

Кельтская гитара. Сайт Гленна Вайзера (Glenn Weiser) посвящен гитарным аранжировкам и интересным ссылкам. Кроме того, содержит информацию о кельтской арфе и губной гармошке.

Кельтская гитара. Интересный сайт, посвященный технике игры. Есть ноты, а также информация о бузуки.

Статья, посвященная аккомпанементу в кельтской музыке.

Руководство Джона Шермана (John Sherman) по строю DADGAD.

Ирландская гитара и бузуки: французско-английский сайт. В нескольких разделах содержится много информации об Ирландской гитаре и Ирландском бузуки. По-настоящему замечательный сайт!

Доминик Ривьер (Dominique Riviere) — очень хороший бретонский гитарист/бузукист/лютнист. На его сайте есть большое количество табулатур в формате Tabledit и несколько коротких демонстрационных видео.

Домашние странички музыкантов

Здесь перечислены домашние странички некоторых из ведущих гитаристов, играющих в технике кельтского фингерстайла.

Кристофер Дин (Christopher Dean) специализируется на исполнении и записи традиционной и современной шотландской и ирландской народной музыки. Гитарист играет соло в технике фингерстайл.

Джон Ренборн (John Renbourn) — одна из музыкальных легенд. Без всяких сомнений он — лучший! Ссылка ведет на его официальную веб-страничку.

Мартин Симпсон (Martin Simpson) — еще один великий акустический гитарист.

Дейви Грэм (Davy Graham). Легендарный, на мой взгляд, гитарист, пожалуй, отец современной кельтской гитары.

Мартин Карти (Martin Carthy) — дискография, ссылки, биография…

Дак Бейкер (Duck Baker) — биография, дискография, совместные проекты.

Берт Дженш (Bert Jansch) — дискография.

Официальная домашняя страничка Пьера Бенсюзана (Pierre Bensusan) — великого французского гитариста.

Дан Ар Браз (Dan Ar Braz) — великий бретонский гитарист.

Франко Мороне (Franco Morone) — и Италия? Да, в Италии тоже…

Дик Гохан (Dick Gaughan) — очень, очень хороший веб-сайт наиболее значительного шотландского народного певца и поэта-песенника.

Стив Бауман (Steve Baughman) — легендарный великий гитарист из Сан-Франциско.

Иан Мелроуз (Ian Melrose) — великий шотландский гитарист, играющий в технике фингерстайл. Живет в Берлине.

Кейт Хинчклифф (Keith Hinchliffe) — очень хороший английский гитарист (из Шеффилда). Раньше играл в группе Albion Band.

Ноты и табулатуры

Гитаристов, играющих в технике кельтского фингерстайла, немного по сравнению с другими музыкальными направлениями (поп, джаз, классика…). Возможно, по этой причине существует не так много нот или табулатур гитарных аранжировок кельтской музыки. Первым делом стоит заглянуть на сайты основных редакторов табулатур, Guitar Pro и Tabledit (разумеется, вам также потребуется зарегистрированное программное обеспечение).

Весьма интересный (и в графическом плане тоже) французский веб-сайт — Acouceltic celtic guitar. Его автору нравится играть в строе DADGAD. Все табулатуры на сайте — в формате Guitar Pro. На страничке Songs Page — множество самых лучших текстов песен в ирландских и шотландских традициях.

Очень интересен сайт Дэна Мозела (Dan Mozell). Подобно мне, он работает в области медицины. Его страница Music Files содержит много ирландских и шотландских мелодий, аранжированных для гитары (ноты и табулатура), в формате gif.

И, наконец, посетите сайт Arbuckle’s Celtic Guitar, содержащий множество прекрасных гитарных аранжировок.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Комментарии:

3 комментария к записи “Гитара «Celtic Fingerstyle»”

  1. эх и странная статья… и нигде не сказано, и до конца непонятно, что же такое этот фингерстайл…

  2. Tieru:

    «Несмотря на рост популярности гитары в шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия (или, возможно, из-за этого…), пропасть между гитарой и ирландской традиционной музыкой не уменьшалась.»

    +1

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы , чтобы разместить комментарий..

Powered by WordPress