Скрипка считается одним из трех национальных шотландских инструментов, другие два — это волынка и арфа.
Поэт Томас Рифмач писал в 13м веке:
“Harp and fedyl both be found
the getern and the sawtry
Lute and rybid ther gon gan
There was al monor of mynstralsy”
Вероятно, скрипка (в своей ранней форме) попала в Шотландию вместе с крестоносцами. Существует история о том, как королева Мария Шотландская находилась с визитом во дворце Холируд в Эдинбурге. Под ее окнами играли 600 самых искусных скрипачей и исполнителей на ребеке, но Мария слушать эту музыку не пожелала и приказала поменять апартаменты, несмотря на заверения Джона Нокса, что это народ приветствует свою королеву.
В 16м веке скрипка в Шотландии внешне была примерно такой же, как и сейчас — основой были итальянские образцы. В то время не было разницы между музыкой, которую играли при дворе и среди сельского населения, но, после 1603г. положение изменилось, потому что двор переехал в Лондон. После этого шотландская народная музыка стала преимущественно музыкой простого народа. При дворе интересовались больше «классической» музыкой, которая имела, в основном, заграничное происхождение.
Композиции для скрипки писались обо всем и обо всех, но, как правило, композитор-скрипач посвящал свое сочинение известным людям шотландского общества или важным событиям. Очень многие мелодии были написаны не только о людях, но и об исторических происшествиях – чудесных случаях, запретах чего либо, несчастьях и т.д. Якобитский период (~1688-1788) дал наибольшее количество замечательного материала — мелодий и песен.
Говорят, что сам Роберт Бёрнс играл на скрипке; точно известно, что он собирал скрипичные мелодии и использовал некоторые из них для своих песен. Семейство Гоу (Gow) из Пертшира в 18 веке были знаменитыми скрипачами и композиторами, и были популярны во всей Шотландии, а также за ее пределами, вплоть до Лондона. Джеймс Скотт Скиннер (Scott Skinner) и Вильям Маршалл (William Marshall) — еще одни известные шотландские скрипачи, сочинившие множество замечательных мелодий, которые играются до сих пор. В Шотландии, в разных регионах, существует ряд стилей скрипичной игры.
Существует не похожий на другие стиль Шетландских островов (Shetland style), который походит на манеру игры на норвежской скрипке «хардингфеле». Стиль Западного Побережья (West Coast style) многое позаимствовал из игры на шотландской волынке. Можно с уверенностью судить о том, что некогда процветали Оркнейский и Приграничный скрипичные стили (Orkney and Borders fiddle style), от которых сейчас остались только отголоски и воспоминания.
Скрипичный стиль Шетландских островов
Shetland Fiddle Style
Самое сильное влияние на Шетландскую скрипичную традицию, вероятнее всего, оказала норвежская музыка и норвежская скрипка хардингфеле — шотл. “da muckle fiddle wi mony strings” – «большая скрипка с множеством струн», попавшая на острова в конце 16го века. Хардингфеле имеет 5 дополнительных струн под основными, эти струны резонируют в время игры и придают звучанию своеобразный звенящий тембр. Существует множество различных настроек хардингфеле. Мостик ее более плоский, чем у обычной скрипки, что позволяет играть сразу на нескольких струнах, что в шетландской традиции закреплено выражением “the ringing strings” — «звенящие струны». В начале 18го века на островах распространилась обычная скрипка, но норвежское влияние, как на музыку, так и на танцы, осталось.
Некоторые районы архипелага имели в музыке выраженные различия: на острове Yell скрипачи обычно пользовались верхней половиной смычка и частыми короткими штрихами; на острове Unst четверти, приходящиеся на сильную или слабую доли акцентировались сильнее для большей громкости. Часто на обоих островах скрипачи применяли альтернативный строй, например ADAE. На острове Whalsay почти не играли легато, а если играли, то для создания эффекта “back bowing”, который применялся для достижения большей акцентированности и ритмичности. В репертуаре шетландских скрипачей можно найти и некоторые собственно шотландские мелодии. Слабое транспортное сообщение между островами привело к появлению большого количества вариантов одной и то же мелодии, несмотря на то, что некоторый обмен происходил между музыкантами-рыбаками.
Сейчас существует так называемый «общий» шетландский стиль, но он в действительности появился недавно, с развитием транспорта между островами, который позволил музыкантам гораздо больше общаться между собой и обучаться друг у друга. Шетландская музыка сейчас развивается. Но, несмотря на это, музыка стала во многом гораздо более стандартизирована, а многие локальные стили и варианты мелодий умерли.
Шетландские скрипачи 19 века держали скрипку скорее не на плече, а на предплечье. Вероятно поэтому многие старые мелодии играются в тональностях G или D, поскольку такой способ игры на инструменте ограничивает свободу левой руки (4го пальца) и не позволяет менять позицию. Некоторые из старых мелодий написаны не в мажоре или миноре, а имеют модальную природу, как и многие мелодии шотландской горских скрипачей из репертуара волынки или мелодии норвежской традиции и канадского Кейп-Бретона. Тональность шетландских мелодий может также меняться и на протяжении самой мелодии. Шетландский рил имеет окончание, похожее на окончание хорнпайпов, и в нем также нередко встречается синкопа.
Альтернативный строй, игра на двух струнах одновременно, сильные акценты, характерные штрихи, игра в октаву – все эти приемы, очевидно, служат для достижения более громкого звука, поэтому они и применялись в Шетландской скрипичной музыке до появления усилителей, пианино и аккордеонов
Особенности шетландского скрипичного стиля таковы:
— использование «звенящих струн», октав и других даблстопов (двойных нот)
— синкопированный ритм и сильные акценты
— частое использование cross bowing
— альтернативные настройки
— изменение тональности в пределах мелодии
— дошедшие до нас ритуальные и трудовые мелодии
В наше время шетландский стиль достаточно хорошо известен благодаря скрипачу Али Бэйну (Aly Bain), одному из наиболее известных шотландских скрипачей, игравшему в нескольких известных коллективах и записавшему множество сольных альбомов.Из молодых можно упомянуть Дженну Рейд (Jenna Reid)
послушать обоих:
Стиль Оркнейских островов
Orkney Fiddle Style
От Оркнейского скрипичного стиля осталось немногое. Стиль частично дошел до нас во многом благодаря двум скрипачам — Ронни Айму (Ronnie Aim 1919-1982) и Хью Инкстеру (Hugh Inkster 1910-1988). Особенностями стиля, как можно установить, являются простые штрихи, прозрачное ведение мелодии и четкий ритм. Орнаментация сходна с применяемой скрипачами Хайлэнда, однако форшлаги (grace notes) играются медленнее и, фактически, просто добавляются к мелодии. Польки – наиболее популярный жанр. Интересно, что Оркнейский стиль до недавнего времени не испытывал никакого влияния соседних Шетландских островов. В недавнем прошлом на музыку островов оказывали влияние ранние записи, радио и скрипачи, которые переезжали туда из коренной Шотландии, принося с собой свои музыкальные и танцевальные традиции. Новые мелодии также приносились странствующими учителями танцев и приезжими музыкантами, как например, Скоттом Скиннером, который оказал большое влияние на скрипичную музыку всей Шотландии.
Основные особенности Оркнейского стиля:
— очень простой смычок как правило без легато
— сильная, но, тем не менее, деликатная игра, звучащая гораздо лучше без подзвучки
— очень редкое применение вибрато (или полное его отсутствие)
— эпизодическое использование пониженной 3й и 7й ступеней в тональностях A, D или G и повышенные 4я и 8я
— отсутствие обильной орнаментации; как правило она ограничивается нижним форшлагом, и возвращением к основной ноте (sometimes a grace note to the note above and back to the original note)
— наклон скрипки вниз при держании, ладонь близко к грифу, вследствие чего редкое использование высоких позиций.
На Оркнейских островах, как и везде в Шотландии, основным танцем в 19м веке был рил.
Существовали foursome, sixsome, eightsome и the eightsome (Axum) рилы с острова North Ronaldsay, а также рил для шестерых, известный как “Hands Across”, происходящий из района Dounby на «материке» (т.е., в коренной Шотландии). Foursome reel был идентичен такому же на «материке», а sixsome и eightsome рилы были типично Оркнейскими танцами. Изначальные мелодии, под которые танцевались эти танцы, скорее всего, не сохранились, хотя может быть, что они были такими же, как и в остальной Шотландии. В наше время репертуар для танцев на Оркнейских островах такой же, как и везде.
Такие танцы, как “Babbity Bouster” или “Hands Across” танцуются под специальные мелодии, но никто не знает, те ли это мелодии, что игрались под эти танцы раньше. С 1880х молодежь начала танцевать новые танцы, старшее же поколение их упорно не признавало, особенно в отдаленных регионах. Странствующие учителя танцев с «материка» давали мастер-классы и новые танцы вскоре и без них распространились и в отдаленных районах. Поскольку тогда не было клубов и залов, то танцевали и играли музыку прямо в домах, где место хватало, как правило, только для шестерых танцоров, поэтому танцевали по очереди.
В книге «Традиционные танцы в Шотландии» (Traditional Dancing in Scotland by Flett and Flett) авторы пишут, что в прошлом скрипач обозначал конец рила резким звуком, играя по струнам за мостиком. Это означало, что партнер должен быстро обнять партнершу и поцеловать, поцелуй этот был известен как “mooter”, или плата за честь танцевать с ней. Обычно леди поцелуя избегала, согласие же её понималось как знак невоспитанности. Слово “mooter” происходит от слова “multure” — плата мельнику (в виде части зерна) за помол овса. Традиция таких поцелуев исчезла к концу 19го века, а игра по струнам за мостиком в конце foursome-рила дожила до второй мировой войны.
В наше время игра на скрипке весьма популярна на Оркнейских островах, появились новые музыканты, которые пишут новые оркнейские мелодии и песни.
Найти внятные записи оркнейского скрипичного стиля мне не удалось, разве что альбомы группы Seelyhoo и Douglas Montgomery & Stewart Shearer, коих можно услышать вот тут:
тому, кто найдет записи вышеупомянутых Ронни Айма (Ronnie Aim) и Хью Инкстера (Hugh Inkster), объявлю пожизненную благодарность
West Coast / Highland Fiddle Style
Достоверно известно, что 300 лет назад игра на скрипке была распространенным явлением по всему Гэлтахту (Gaidhealtachd – гэльскоязычные районы). An Clarsair Dall – слепой арфист и композитор 17в. Родерик Морисон (Roderick Morison) одобрял скрипку, как аккомпанирующий инструмент для танцев; его отец Джон Морисон из Брагара был известным скрипачом. В 1703 писатель Мартин Мартин упоминал о 18 скрипачах на острове Льюис.
Популярность скрипки стала угасать после Реформации под воздействием негативного отношения со стороны церкви к танцам. Игра на скрипке в старинном горском стиле обычно предваряла танцы, но теперь она оказалась под запретом и могла спровоцировать уничтожение инструментов, а так же репрессии в отношении музыкантов. Затем последовали Clearances (Чистки – карательные меры и мероприятия против гэльского населения Шотландии), и многие горцы вместе со своими обычаями и традициями уехали из Шотландии навсегда.
Появление развлекательной музыки и мьюзик-холлов в 20х годах 20 века, а так же отъезд молодежи из своих родных мест в поисках работы способствовали этому упадку. Еще одним стимулом упадка была образовательная политика тех времен, благодаря которой молодежь из отдаленных мест и островов обычно ехала учиться в крупные школы вдали от своих общин. Также негативное влияние оказывало радио и, позже, телевидение.
Исконными танцами Хайлэнда были рил и другие танцевальные мелодии. В книге Traditional Dancing in Scotland by Flett and Flett говорится, что рил — единственный традиционный танец в Шотландии, и что он состоит из стратспея, который затем переходит в рил. В гэльскоговорящих районах на мелодии для танцев оказали сильное влияние гэльский язык и песни на нем.
Не многие сборники танцевальной музыки дают понять, как скрипичная музыка игралась в прошлом. Существует сборник Капитана Саймона Фразера «Типичные эйры и мелодии шотландского Хайлэнда» (1816) (Captain Simon Fraser’s Airs and Melodies Peculiar to the Highlands of Scotland), в котором собраны мелодии и песни, переданные атору его предками, а так же его собственные композиции. Известно, однако, что он «причесывал» композиции и добавлял в них украшения. Во многих отношениях это замечательный сборник, но он все же не дает полного представления о сущности горского скрипичного стиля. Коллекция эйров-песен Патрика МакДональда (Patrick MacDonald’s Collection of Vocal Airs, 1781), как и собрание Дэниэла Доу, содержит интересный материал, но, как и в случае со сборником Фразера, из нотной записи невозможно вывести особенности стиля. Узнать, что такое тот или иной стиль игры можно лишь от тех, кто его напрямую унаследовал. Это была устная традиция и, как таковую, ее теперь уже невозможно отследить, поскольку современные ее носители находятся во многом под влиянием радио и телевидения, а так же под влиянием игры таких популярных исполнителей прошлого, как Скотт Скиннер (Scott Skinner), который много путешествовал по шотландскому Хайлэнду.
Puirt a Beul (пуйрч а бейл) – танцевальные мелодии, поющиеся устно на гэльском языке, наверное, являются наилучшим источником информации о том, как бы мог выглядеть горский скрипичный стиль игры, как и скрипичная игра музыкантов канадского Кейп Бретона (Cape Breton).
послушать Puirt a Beul и скрипку:
Внутри каждого регионального стиля в прошлом существовали более мелкие «подстили», но, к тому времени, когда скрипичную традицию Хайлэнда стали профессионально изучать, стало уже невозможно выделить внутри нее какие-то региональные разновидности. Ангус Грант (Angus Grant) может считаться самым видным представителем стиля, в его игре присутствуют все черты, которые приведены в списке ниже. Может быть и так, что его стиль выработался недавно, но это маловероятно. Большая часть его репертуара – очень древняя. Другими видными представителями были Фаркьюхар МакРэ и Пиброх МакКензи (Farquhar McRae and Pibroch MacKenzie). Еще один уважаемый представитель стиля Западного Побережья – Иэн Кеннеди из Форта Вильям. Многие скрипачи Кейп Бретона считают, что их стиль – прямой наследник старинного Горского стиля.
Сегодня считается, что Горский стиль – это музыка для волынки, сыгранная на скрипке, но это не совсем верно. Волынка оказала очень сильное влияние на скрипичную музыку Хайлэнда, потому что использовалась в армии, где с ней соприкасались люди свершено разного круга. Получается, что если и существовала исконная скрипичная традиция игры гэльских областей Шотландии, то она по большей части утеряна или вытеснена волыночной традицией.
послушать хайлэнд-скрипку в исполнении Alasdair White в сравнении с волынкой (by Ian McDonald), последние рилы в обоих сетах одинаковые — можно сравнить:
Можно отметить следующие особенности скрипичного стиля Западного Побережья:
— Более плавная и менее акцентированная игра по сравнению с игрой скрипачей Северо-Востока
— Стратспеи играются менее пунктированно, многие мелодии соотносятся с ритмом языка в пении puirt a beul. В эйрах и песнях на гэльском языке ритмика очень свободная.
— Играется бурдонное сопровождение и украшения, подобные украшениям на волынке и в пении. Форшлаги и другие украшения играются быстро и повторяют украшения в игре на волынке. Многие мелодии содержат ноты только в пределах волыночного диапазона. Тип мелодии, с которым обычно ассоциируется стиль Хайлэнда – 2/4 волыночный марш.
— Наблюдается небольшое удлинение восьмой с точкой и укорачивание шестнадцатой в игре маршей на 6/8.
— Джиги часто записываются ровными восьмыми, в то время как в действительности играются – восьмая с точкой–шестнадцатая-восьмая, что придает им более пружинистый и акцентированный характер.
— Игра средней частью смычка отдельным штрихом на каждую ноту, частое употребление триолей и бирлов (специфическое украшение). Многие скрипачи начинают сильную долю в начале такта штрихом вверх.
— Структура — «сильная доля на штрих вниз; слабая – штрих вверх» не имеет значения для многих скрипачей Западного побережья.
— Игра в октаву, если присутствует более чем один скрипач.
— Горские скрипичные мелодии в мажорных ладах часто имеют пониженную седьмую ступень, что соотносится со строем шотландской горской волынки.
Стиль Восточного Побережья
East Coast Fiddle Style
Этот стиль шотландской скрипичной традиции многим обязан классической музыке, а мелодии этого региона требуют большего технического мастерства, чем мелодии остальных регионов страны.
Можно отметить следующие характеристики Северо-Восточного скрипичного стиля:
— Стаккато и другие классические смычковые техники
— Более трудные тональности; распространенность мелодий в бемольных тональностях
— Хроматические пассажи
— Более трудные даблстопы (двойные ноты) и даже триплстопы (тройные ноты)
— Употребление высоких позиций, иногда выше третьей
— Точное ведение ритма и интонирование
— Частое использование унисонов
Некоторые из смычковых приемов и некоторые ритмические картинки специфичны именно для Северо-Восточной скрипичной традиции, например, штрих вверх, использование классических украшений, таких как turns и трели.
Первые скрипачи упоминаются в регионе в конце 17го века. В 18 веке в Абердиншире жили 2 уважаемых скрипача и сочинителя, особенно стратспеев, Браунс из Кинкардина и Каммингс из Фрехи (Browns of Kincardine and Cummings of Freuchie).
Как и в других регионах, на Северо-Востоке существовали свои локальные подстили, но сейчас они уже вымерли, и термин «Северо-Восточный скрипичный стиль» теперь обозначает музыку восточного побережья района Абердина и местности к югу от него почти до Перта. Этот регион находился под большим влиянием классической музыки, а лучшие скрипачи пользовались покровительством аристократии и дворянства, которым нравился стиль игры, близкий к классическому. Некоторые из наиболее известных шотландских скрипачей-композиторов, такие как Нил Гоу (Niel Gow 1727-1807), Натаниэл Гоу (Nathaniel Gow 1763-1831), Вильям Маршалл (William Marshall 1748-1833) считаются представителями Северо-Восточного стиля. Другие, в том числе уже современные – это семья Харди (Hardie family), Скот Скиннер (Scott Skinner 1843-1927), Хектор МакЭндрю (Hector MacAndrew 1903-1980), Берт Мюррей (Bert Murray (b.1913), Пол Андерсон (Paul Anderson), Дуглас Лоуренс (Douglas Lawrence) и Джин-Анн Каллендер (Jean-Ann Callender).
послушать ламент Нила Гоу по своей жене в исполнении Аласдара Фразера (Alasdair Fraser):
Эйры и стратспеи в частности требовали зачастую хорошей техники и игрались в бемольных тональностях со сменами позиций, двойными нотами и сложной смычковой техникой. Вильям Маршалл говорил, что «не сочинял музыку для неумелых», подразумевая, что композиторы-скрипачи Северо-Востока ожидали высокого стандарта исполнительского мастерства от тех, кто будет играть их мелодии. Джеймс Скотт Скиннер писал мелодии, которые и сейчас среди скрипачей считаются сложными и требующими виртуозного владения инструментом (замечательный сайт о нем). Тип мелодии, который характерен для Северо-Востока – это стратспей, секрет хорошего исполнения которого лежит в технике смычка, особенно в штрихе вверх.
послушать стратспеев (by Alasdair Fraser):
Приграничный Скрипичный Стиль
Borders Fiddle Style
Трудно выделить четкие отличия, которые характеризуют Приграничный Стиль, по сравнению с остальными региональными стилями Шотландии. На этот регион сильное влияние оказал Нил Гоу и его семья, выступавшая там и обучавшая некоторых скрипачей региона. Также на современную приграничную скрипичную традицию оказали влияние Скотт Скиннер, ранние скрипичные записи, фестивали и соседняя нортумбрийская музыка.
Обычно считается, что основные черты стиля это – относительно «тяжелые» даблстопы и тройные ноты, как например в игре современного носителя традиции Тома Хьюза, который унаследовал ее от своих родителей.
Еще одна особенность Приграничного стиля – это стремление играть, как правило, парами или трио. Некоторые такие ансамбли прошлого были достаточно известны, как и некоторые в наше время. Вероятно, такой подход к исполнению происходит, как и в других частях Шотландии, от необходимости играть громко, когда в деревнях появились деревенские залы, где собиралось много народу и где одного скрипача было недостаточно.
Приграничные скрипачи особенно любят играть и сочинять эйры и хорнпайпы.
Вкратце характеристики Приграничного стиля таковы:
— Относительно «тяжелая» манера исполнения даблстопов и аккордов
— Тенденция играть дуэтом или трио
— Использование легато, мартеле и нескольких нот на один смычок
— Популярность хорнпайпов и эйров
Записи приграничного стиля мне, увы, найти не удалось, кто найдет того же Хьюза, например, тому пожизненная благодарность:)
переведено по http://www.scotlandsmusic.com/scottish-fiddle.htm
перевод и верстка Илья «Викинг» Никифоров
Спасибо за статью! Чудная)